Департамент образования Администрации город Ноябрьск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Муниципального образования город Ноябрьск ГОРОДСКОЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Основные направления работы родителей с неговорящими детьми» Подготовила: Полякова Л.И. учитель-логопед, первая квалификационная категория Роль речи в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых помочь ему овладеть устной и в дальнейшем письменной речью. К сожалению, неговорящие до 3-х лет дети в настоящее время - явление нередкое. Учеными доказано, что речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что в свою очередь может привести к более серьезным нарушениям.
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Тогда перед родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные занятия или стоит подождать? Да, безусловно, необходимо! Что же нужно делать? Чем же родители могут помочь своему ребенку в сложившейся ситуации? Прежде всего, как говорят врачи, «не следует заниматься самолечением». Это значит, что в первую очередь необходимо проконсультироваться со специалистами: детским невропатологом, логопедом, психологом. Если специалисты все-таки выявили у вашего ребенка ЗРР, то на ваши плечи ложиться первостепенная работа, т.к. к сожалению, в нашем городе еще нет специализированных коррекционных групп для детей с ЗРР. Далее вам будут предложены советы по работе с неговорящими детьми, которые способствуют: развитию понимания речи; развитию слухового и зрительного восприятия; развитию внимания, памяти; развитию мелкой моторики; развитию артикуляционной моторики. Все это в конечном итоге помогает развитию речи. Советы родителям по работе с неговорящими детьми. 1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно. 2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. 3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах. 4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар. 5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у. 6. Рассказывайте, читайте детские сказки, стихи, потешки. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. 7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. 8. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. 9. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много). 10. Занимайтесь пальчиковой гимнастикой, потому что на кончиках пальцев находятся точки, которые стимулируют речевые центры головного мозга. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами помогает развитию речи. Упражнения для пальчиков начинают выполнять с младенческого возра¬ста. Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: - поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз; - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк; - растирать пальчики спиралевидными движениями. Необходимо, чтобы дома у ребёнка были: конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок. Кроме того, игры с пальчиками («Сорока-белобока», «Ладушки» и многие другие) создают благоприятный эмоциональный фон, развивают уме¬ние подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают рече¬вую активность ребёнка. 12. Выполняйте гимнастику для язычка, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенны положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Проводить гимнастику для язычка, надо ежедневно. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка», можно рассказать «Сказку о веселом язычке», еще можно предложить игру «Рыбки». Ребенок на удочку ловит рыбку, на спинке у которой, наклеен символ того или иного упражнения. Ребенок, поймав рыбку, выполняет упражнение, «чей символ ему попадется на крючок».
|