Познавательная сфера сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире
Компоненты познавательной сферы Этапы развития познания Познавательная направленность (р.возраст)
Познавательная активность (дошк.возраст) Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста наблюдается: стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру; более яркие и четкие индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.
Скачать презентацию
Основная цель познавательного развития старших дошкольников развитие познавательных интересов и потребностей детей, как важной предпосылки готовности к обучению в школе
Задачи познавательного развития 1. Знакомить с представлениями о мире. 2. Упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире. 3. Формировать позитивное отношение к миру, включающему бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить) и познавательное (хочу знать) отношения. 4. Развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности.
финишные показатели познавательного развития дошкольника это первичное, обобщенное отношение к миру: познавательное отношение - мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать; бережное отношение - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить; созидательное отношение - мир так прекрасен, - я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
«познавательный дух» взрослых, окружающих детей
Значение предметной среды активизировать собственные познавательные интересы; уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания; расширять кругозор.
Значение взрослых в развитии познавательной активности ребенка Педагог, который сам не читает познавательной литературы, не посещает библиотеки, музеи, выставки, не может зажечь в сердце ребенка и сознании жажду познания мира Элементы развивающей среды по познавательному развитию полочка умных книг
традиционное чтение познавательных книг
уголок знаний Условные содержательные линии
Природа - природа, живая и неживая природа, мир растений и животных и пр. - элементарные географические представления (разные климатические зоны) - времена года (сезоны) - влияние природы на жизнь человека.
Жизнь человека Здоровье и правила личной безопасности - представления о строении собственного тела -питание, профилактика заболеваний - правила личной безопасности «Опасности в доме» «Ребенок и улица» «Ребенок и природа».
Главная линия руководства упорядочивание и систематизация накопленных представлений Познавательное развитие вне занятий Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новые содержания.
Формы мероприятий, проводимые вне занятий Традиция «Встречи с интересными людьми» «Познаем вместе» Традиция «Наши славные дела» Создание альбома « Все работы хороши» Познавательные вечера«Сейчас узнаем» Рассказы педагогов «Знаете ли вы…» Подбор материала о животных и растениях (копилка)«Мы их знаем», «Наши любимцы» Выращивание рассады вместе с детьми«Зеленый детский сад» Календарь жизни группы (традиция) Коллекционирование
|