Презентация проекта "Мини-Музеи в ДОУ" |
Презентации | |||
Автор: Быкова Анна Владимировна | |||
10.10.2015 19:19 | |||
Презентация проекта "Мини-Музеи в ДОУ" Организация Мини-музея в дошкольном образовательном учреждении Автор работы: Быкова Анна Владимировна — Руководитель структурного подразделения детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ п.г. т. Междуреченск 2015г. Мини – Музей «Наша Родина – Россия»
"МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ" Патриотическое воспитание на современном этапе — неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании. Основная цель детских музейно – педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Отсюда следует, что под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально – пространственный язык экспозиции. Цель создания мини-музея «Наша Родина — Россия": приобщение детей к материальной и духовной культуре своего народа; формирование чувства любви к Родине; воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше; формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Работа по организации мини-музея Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Стремились создать такой музей, чтобы в нем сочетались игротека и мастерская, занятия и театр, чтобы творческая созидательная деятельность ребенка, его мир были связаны с миром его предков. Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях поселка, находящего в историческом месте Самарской Луки, культурном наследии коренных жителей, макеты улицы, на которой расположен детский сад, некоторых архитектурных достопримечательностей. В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного поселка, лесо -перевалочном комбинате. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей. Игровой фонд мини-музея представлен игрушками, поделками, рукописными книгами, рабочими тетрадями. Чтобы расширить круг знаний и представлений о Родине, было проведено занятие по ознакомлению детей с окружающим на тему «С чего начинается Родина…». Воспитатель подготовительной группы Васильева Г.Н. объяснила детям, что Россия начинается с маленьких детей, с маленького уголка, где он родился, где он живет со своими родителями, со своими друзьями. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Были показаны слайды с историей переписи. Дети рисовали плакаты, клеили аппликации на тему: «России важен каждый!». Был проведен конкурс рисунков «Моя семья». Воспитатели провели с детьми игры на развитие толерантности: «Дружные ребята», «Здравствуй друг», «Живое слово». Целью проведения этих игр является обучение уважительного отношения к культуре других стран и народов. (Конспект НОД «С чего начинается Родина» прилагается) Наглядность. Коллекция музея содержит большой наглядный и практический материал: — деревянные лавки, посуда, деревянные игрушки, матрешки, самовары; — изделия народных промыслов: гжель, хохлома, городец, жостово, дымково, филимоновская игрушка; — прялка, веретено, кружево, вышивки, павлопосадские платки; — русский народный костюм, лоскутные одеяла; — русские народные инструменты: гусли, трещетки, гармонь, колокольчики. Государственный Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации, куклы в национальных костюмах знакомили детей с народностями России. Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой Куклы в национальных костюмах Символика России Дети с интересом знакомились с иллюстрированными книгами и открытками «Города России». Рассматривали старинную утварь — утюги, лапти, чугунки. Экспонаты музея Экспонаты устного народного творчества. Животный мир России Темы экскурсий: «Мы живем в России», «Флаг России», «Что такое герб», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Природа нашей страны», «Как жили наши предки», «Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие. Мини-музей «Лучший друг» Расположение: На стене в простенке между окнами, экспонаты располагаются на полках, на стене и на столах. Содержание и экспонаты Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями. Подбор экспонатов Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы: — партнерство родителей и педагогов; — единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики; — помощь, уважение и доверие со стороны родителей.В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. В музее поселились собаки разных пород Как используется Мини – музей? Проводятся экскурсии с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. Экспонаты музея Примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея. «Это моя собака. Ее зовут Даша. Она очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У нее нет медалей, но я ее люблю». «Мой пес — Ботя. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород — хороших и разных. Мой Ботя — хулиган. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. И очень любит бегать за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его любим». Темы экскурсий: «Наш друг — собака», «Они такие разные» (породы собак), «Как появились собаки», «Что любят и чего не любят собаки», «Правила ухода за твоим любимцем», «Домик для собак». Мини-музей «Курочка Рябушечка» Расположение: На стене в групповой комнате, экспонаты располагаются на полках и на столе. Задачи: формирование у детей представления о музее расширение кругозора развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей формирование исследовательских умений и навыков формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания развитие творческого и логического мышления развитие воображения и речи Содержание и экспонаты Все предметы сделаны совместно с детьми и родителями. Некоторые выставки проводились совместно с родителями. Представлены маски курочек и цыплят для проведения совместных игр и инсценировок. Имеется настольный театр, театр на фланелеграфе, мультфильмы с участием курочек, петушков, цыплят. Муляжи яиц, разукрашенные различными видами росписи. Гнездышки из природного материала (солома, трава, пух) сделанные своими руками педагога, художественная литература, открытки, картины, вышивки. Мини-музеи содержат экспонаты, которые можно потрогать, понюхать, посмотреть. Экспонаты музеяВ мини-музее собрана коллекция различных видов Курочек и Петушков, поделок из пряжи, ковролина, линолеума, самоклеющейся пленки. Как используется Мини – музей? В своей работе с детьми второй младшей группы воспитатели используют экспонаты музея, как для фронтальных так и для подгрупповых занятий. Экспонат мини-музея «курочка-рябушечка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере курочки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.
Темы экскурсий: «Где живет курочка?» «Знакомство с курочкой и цыплятами» «Чем питаются курочки?» «На сельском дворе» «В гостях у бабушки Матрены» «Курочка Ряба» «Пасхальное яичко» Мини-музей «Буренушка» Расположение: На стене в групповой комнате, экспонаты располагаются на полках и на столе. Задачи: формирование у детей представления о музее расширение кругозора развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей формирование исследовательских умений и навыков формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания развитие творческого и логического мышления развитие воображения и речи Содержание и экспонаты Экспонат музея «буренушка» помогает знакомить детей младшего возраста с домашними животными на примере коровы. Коровушка популярный персонаж детских песен, потешек, сказок. Образ буренушки, коровушки близок и понятен малышам. Русское народное творчество преподносится с использованием фольклора. В мини-музее разучиваем с детьми прибаутки, русские народные песни, колыбельные, знакомим детей с русскими народными музыкальными инструментами. В музее представлены книги, открытки, картинки с изображением коровы, телят. Экспонаты музея Как используется Мини – музей? В своей работе с детьми второй младшей группы воспитатели используют экспонаты музея, как для фронтальных так и для подгрупповых занятий. Экспонат мини-музея «Бурёнушка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере коровушки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.
Темы экскурсий: «Работа на ферме» «В гостях на сельском дворе» «Что делают из молока?» «Польза молока» «Пастушок» «Коровушка – кормилица!» «Му — му, молока кому?» «На лугу, на лугу, на лугу пасутся КО…» Мини – музей «История детского сада» Руководитель мини-музея: Музыкальный руководитель детского сада — Севастьянова Н.А. Участник проекта: Методист детского сада — Любавина Л.В. Цели создания: — знакомить детей с историей детского сада на примере старинных экспонатов;
— привлечь внимание родителей к истории нашего ДОУ;
- повышение общего культурного уровня родителей.
Работа по организации мини-музея Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в зале детского сада: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществляется разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях детского сада, фото-стенд с историческими фотографиями ДОУ. Для мини-музея были собраны: старинные новогодние костюмы, новогодние игрушки, старые книги, журналы, методические пособия, музыкальные инструменты, технические средства обучения, настольные игры, куклы для кукольных театров и т.д. В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного детского сада. Материалы оформлены в красочных альбомах: «Хорошо у нас в саду», «История детского сада», «Праздники в детском саду» и т.д. и находятся в свободном обращении детей. В мини-музее выделен уголок для постоянно меняющейся экспозиции рисунков: Место расположения Мини- музей располагается в отдельном помещении зала детского сада. Экспонаты размещаются на столах полках и специальных подставках. Одну из стен музея занимает фото-стенд «Это было недавно, это было давно…» Экспонаты мини-музея «Это было недавно, это было давно…» Экспонаты музея Кукольный театр прошлого История детского сада Фотографии первых сотрудников Наши первые книги и первые журналы подписки Первые игрушки Первые выпуски детского сада Как используется Мини – музей? Проводятся экскурсии с рассказами об истории детского сада с воспитанниками и родителями., На базе музея проводятся беседы о традициях в детском саду. Родители делятся впечатлениями и своими воспоминаниями из детства, как они посещали детский сад, какой он был. Приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных выставок. В музее также проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Часто используют в проведении общих родительских собраний. На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии». Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели. Значение и использование мини-музеев в нашем ДОУ Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — краеведческий музей г. Сызрани и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Спасибо за внимание!
|