«Влияние сюжетно – ролевых игр на формирование социально – личностных качеств дошкольников» |
Презентации | |||
Автор: Романченко Татьяна Николаевна | |||
30.08.2015 11:00 | |||
«Влияние сюжетно – ролевых игр на формирование социально – личностных качеств дошкольников» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события Следует способствовать самостоятельному или с небольшой помощью воспитателя согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов.
В подготовительной группе главное – обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО — РОЛЕВЫХ ИГР НА СОЦИАЛЬНО — ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ. Дошкольный возраст короткий, но важный период становления личности ребёнка. В этот период ребенок приобретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки, правильное поведение, складывается характер, воображения, осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления. Сюжетно-ролевая игра -это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В сюжете дети используют два вида действий; оперативные и изобразительные — «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение. Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими. В игре отражается жизнь все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра приобретает более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников. В настоящее время наблюдается реформа Российской педагогики, в том числе и дошкольной. Наиболее актуальным является реализация в образовательном процессе современного развития педагогической технологии. Именно сюжетно — ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для личностного развития детей при вхождении в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного выполнения игровых действий, умение обогащения сюжетно – ролевой игры, зависит успех выполнения игровых действий, умений детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора, речи детей. Для реализации и осуществления сюжетно – ролевой игры, необходимо понимать ее специфику, иметь представление о ее развитии, значении, о том какая она должна быть на каждом возрастном этапе, педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в современной игре воспитателя с детьми и созданием условий для самостоятельной детской игры. Тематика сюжетно – ролевых игр детей 3 – 4лет преимущественно связаны с образами семейных отношений и элементов профессиональных взаимоотношений взрослых (поликлиника, магазин, парикмахерская, водитель), В игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались в гости, надо зайти в кафе купить торт). В совместной игре воспитатель развивает у детей умении участвовать в несложном игровом диалоге, побуждая у детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дети учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия. При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками — в парное, в малой группе. Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4-5лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент и т.д.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). В совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определять тему, 1-2 события ( «Во что будем играть? Что произойдет?»). Воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о ролях других играющих. Создает условия для использования детьми в самостоятельной игре предметов — заместителей (разнообразные кубики, бруски, флаконы, веревки, бечевки, которые могут быть использованы в качестве других предметов). Воспитатель стимулирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию: потеря какого-либо предмета (у парикмахера исчезли все расчески, невозможно достичь цели (корабль сбился с курса). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным. Следует способствовать самостоятельному или с небольшой помощью воспитателя согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию становлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры). Воспитатель стимулирует детей к самостоятельности создания игровой обстановки с учетом темы игры и воображения ситуации. Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, который делает сюжет игры реальным. Тематика сюжетно – ролевых игр детей 5- 6 лет связано с социальными действиями. В одной игре могу переплетаться, как реальные роли так и фантастические. Происходит придумывание, комбинирование Различных ситуаций, взаимоотношений людей, событий. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы «Супермаркет», «Салон красоты», «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» … Воспитатель стимулирует детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек- самоделок и предметов –заместителей до игры или по её ходу. Следует способствовать самостоятельному или с небольшой помощью воспитателя согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры. В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное – обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. В сюжетно- ролевых играх дети отображают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления от просмотра телепередач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В с.р. игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх (например, рекламный проспект «Мой район). Используется продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и т.п.). Дошкольники создают коллекции новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»). Воспитатель, вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия (Здесь море. Это корабль, он плывет к замку волшебника»), приемом условного проигрывания части сюжета – «как — будто». Сюжетно — ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Выполнил: Воспитатель МДОУ детский сад № 1 Комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области Романченко Татьяна Николаевна МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
|