Сенсорное развитие детей в раннем возрасте. |
Презентации | |||
Автор: Романова Екатерина Сергеевна | |||
12.06.2015 19:54 | |||
Сенсорное развитие детей в раннем возрасте. Романова Екатерина Сергеевна, Моисеева Надежда Васильевна, Воспитатели МБДОУ детский сад №2 «Солнышко», Красноярский край, с. Тасеево Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих других видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. В процессе умственного развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений. Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н. М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально – исторического опыта путем обучения. Значения сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направления сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группах раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки, и чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Ежедневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию. Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры и так далее. Более подробно мы хотели бы остановиться на УГОЛКЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ. Придя работать в младшую группу, мы решили использовать инновационный подход к созданию развивающих пособий и игрушек в сенсорном уголке. Нами был разработан и успешно реализован проект «Инновации в сенсорном уголке». Актуальность нашего выбора заключается в том, что в настоящее время создано огромное количество развивающих игр и игрушек для наших детей. Глядя на такое разнообразие, хочется порадоваться за малышей, их родителей. Но опытные педагоги, наблюдая за играющим ребенком, часто отмечают, что он не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке или пособию, или вдруг начинает ее использовать не по назначению, или просто отбрасывает ее в сторону. В чем же дело? Причины могут быть самые разные. Одна из них заключается в том, что игрушка (пособие), сделанная промышленным путем, не может учитывать индивидуальных предпочтений каждого малыша. И тут на помощь могут прийти внимательные и любящие взрослые, которые находятся рядом с ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано. Мы выявили проблему: в нашей группе сделанных своими руками игрушек и пособий недостаточно. Мы считаем, что использование игрушек сделанных руками любящих взрослых сможет повысить уровень восприятия и сенсомоторных навыков. Цель проекта: создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия. Задачи:
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы. Место реализации: МБДОУ детский сад №2 «Солнышко», первая младшая группа «Бабочка». Описание проекта: В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия: Диагностический этап:
Подготовительный этап:
Этап апробации игрушек и пособий: содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников нашей группы. Прогнозируемый результат:
Результат:
Форма отчёта проекта:
Литература:
|