Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорное развитие детей в раннем возрасте.
Презентации
Автор: Романова Екатерина Сергеевна   
12.06.2015 19:54

Сенсорное развитие детей в раннем возрасте.Сенсорное развитие детей в раннем возрасте.

Романова Екатерина Сергеевна, Моисеева Надежда Васильевна, Воспитатели МБДОУ детский сад №2 «Солнышко», Красноярский край, с. Тасеево

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих других видов труда.

 

Скачать презентацию

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

В процессе умственного развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.

Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н. М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально – исторического опыта путем обучения.

Значения сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направления сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группах раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки, и чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Ежедневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры и так далее.

Более подробно мы хотели бы остановиться на УГОЛКЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ. Придя работать в младшую группу, мы решили использовать инновационный подход к созданию развивающих пособий и игрушек в сенсорном уголке. Нами был разработан и успешно реализован проект «Инновации в сенсорном уголке».

Актуальность нашего выбора заключается в том, что в настоящее время создано огромное количество развивающих игр и игрушек для наших детей. Глядя на такое разнообразие, хочется порадоваться за малышей, их родителей. Но опытные педагоги, наблюдая за играющим ребенком, часто отмечают, что он не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке или пособию, или вдруг начинает ее использовать не по назначению, или просто отбрасывает ее в сторону. В чем же дело?

Причины могут быть самые разные. Одна из них заключается в том, что игрушка (пособие), сделанная промышленным путем, не может учитывать индивидуальных предпочтений каждого малыша. И тут на помощь могут прийти внимательные и любящие взрослые, которые находятся рядом с ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.

Мы выявили проблему: в нашей группе сделанных своими руками игрушек и пособий недостаточно. Мы считаем, что использование игрушек сделанных руками любящих взрослых сможет повысить уровень восприятия и сенсомоторных навыков.

Цель проекта: создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.

Задачи:

  • Создание эмоционально положительного настроения.
  • Создание развивающих пособий и игрушек.
  • Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
  • Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
  • Приобщать детей к процессу познания.
  • Формировать различные представления о предметах.
  • Формирование навыка совместного выполнения задания (формирования навыка культурного общения, умение понимать и правильно выполнять задания).
  • Формирование и активизация словаря ребенка.

Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы.

Место реализации: МБДОУ детский сад №2 «Солнышко», первая младшая группа «Бабочка».

Описание проекта:

В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

Диагностический этап:

  • проведена педагогическая диагностика,
  • проанализирована оснащенность домашней игровой среды воспитанников первой младшей группы МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко».
  • выявлен уровень развития мелкой моторики детей и сенсомоторного восприятия через: педагогическую диагностику и анкетирование родителей по оснащенности домашней среды играми и пособиями.

Подготовительный этап:

  • изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и практическую отработку приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение пространства группы информационными и дидактическими материалами;
  • родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей первой младшей группы», где раскрывалась роль игрушки в жизни ребенка и важность сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста;
  • предоставление информации о проекте через газету ДОУ «Гнездышко»;

Этап апробации игрушек и пособий: содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников нашей группы.

Прогнозируемый результат:

  • к концу учебного года (2011–2012) мы ожидали повышение уровня развития мелкой моторики, зрительного восприятия.
  • создание части предметно развивающей среды в виде пособий и развивающих игр, что будет способствовать развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет.

Результат:

  • Наш прогнозируемый результат подтвердился, данными проведенной педагогической диагностикой воспитанников младшей группы «Бабочка». Он составил к концу года 80% развития сенсорного воспитания детей, что по сравнению с началом учебного года возросло на 63%.

Форма отчёта проекта:

  • Участие в муниципальном конкурсе «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ» (Диплом II степени).

Литература:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
  3. Полякова М.Н. Организация развивающей среды в группе детского сада Дошкольная педагогика. – 2001.
  4. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала. – Воронеж, 2009.
  5. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ. -2-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год