Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста |
Презентации | |||
Автор: Бутенко Татьяна Степановна | |||
12.02.2015 17:03 | |||
Из опыта работы старшего воспитателя Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны Слайд 1 Из существующих технологий наш детский сад в 1994 году остановил свой выбор на социо-игровой технологии, целью которой является - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития. Слайд 2 Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Социо-игровая методика предполагает интеграцию образовательных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы и т.д. В социо-игровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество – категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, есть свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения). Слайд 3 Авторы: Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др. видят сущность социо-игровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности.
Слайд 4 Социо-игровая технология – это организация детей -жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; Социо-игровую технологию можно системно использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Цель данной технологии: Формирование коммуникативных навыков общения
Слайд 5 В рамках данной технологии мы ставим перед собой следующие задачи:
Слайд 6 Социо - игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых основных правилах и условиях:
Слайд 7 1 и 2 «КИТ»/ правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
Слайд 8 3 «КИТ»/правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Можно поделиться:
Слайд 9 4»КИТ»/ правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. 5 «КИТ»/ правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 6 «КИТ»/ правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
Слайд 10 Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаевой и О.В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.
Слайд 11 Общение детей в рамках данной технологии мы организовываем в три этапа:
Слайд 12 Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д. Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
Слайд 13 Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Слайд 14 На протяжении старшей, подготовительной группы, дети работают с таблицей «Аквариум». По данному пособию дети знакомятся с печатными буквами русского алфавита, которые размещены группами. Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер- цифра от 1 до 33. Работая с детьми по «Аквариуму», можно реализовать много задач: знакомство с буквами русского алфавита; ориентировка на плоскости; составление слов; составление и решение кроссвордов; и т.д. Вопросы и задания для детей могут быть разного характера:
Правильность выполнения задания проверяют сами дети или капитаны.
Слайд 15 Таблицу «Аквариум» дополняют четыре «малые таблицы», в которых наряду с печатными буквами представлены письменные-строчные и заглавные. Задания, рекомендуемые по таблицам «Мир насекомых», «Мир птиц», «Водный мир», «Мир животных»:
Также, для ориентировки на плоскости дети учатся составлять рассказ адреса букв. (Например, письменная буква Кк живет в таблице «Мир птиц», в правом домике, во втором подъезде, на третьем этаже. Или наоборот, отгадать букву по адресу.
Слайд 16 Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленной мелкой моторики кистей рук. Поэтому на занятиях и в режимных моментах детям предлагаются: «Запуск волчков»- для координации всех частей рук; «Набирание петель на спицы»- для правильного силового распределения усилий и правильной осанки; «Рисунки с помощью медиатора» - на развитие воображения и творчества. Для занятий письмом детям дошкольного возраста предлагаются наклонные настольные подставки из фанеры, на которых дети учатся писать ровную строку и росчерки с приговоркой, а затем росчерки дети пишут на листках. (Например,
Капитаны выбирают лучшие работы и словесно оценивают их по модели какой модели? (ровная, достаточно широкая строка, росчерк помещается в строку, есть наклон, написано аккуратно).
Слайд 17 Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь определенных правил:
Слайд 18 Т.о., применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников Используемая литература:
|