Назарова Татьяна Вячеславовна - Воспитатель Александрова Светлана Викторовна - учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №55" г.Северск Томская область
Вид проекта: детско-педагогический, информационно - практико-ориентированный, долгосрочный. Постановка проблемы: Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы. Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению в школе.
Основная образовательная область: «Социализация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи проекта:
— создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения; — способствовать развитию интереса воспитанников к школе и учебным навыкам; — формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»; — развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную); — осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности; — проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги. Ожидаемый результат: наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе; сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности; эмоционально положительное отношение к школе. Срок реализации проекта: сентябрь 2012г. – май 2013г.
Этапы работы над проектом: I этап – диагностико - аналитический (сентябрь 2012 г.) Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. II этап – реализация проекта (ноябрь 2012г. – апрель 2013 г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2013г.) Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
Создание презентации «Первый раз - в первый класс!» Оформление папки с материалами проекта.
Поэтапный план реализации проекта:
I этап – диагностико - аналитический (сентябрь 2012г.)
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Анализ результатов диагностики, проведенной педагогом - психологом, детей подготовительной к школе группы.
|
Сентябрь
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
Анализ адаптации к школе выпускников 2012г. (выступление на малом педагогическом совете педагога - психолога МОУ «Школа №80»)
|
Сентябрь
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
Подбор и изучение литературы по данной проблеме.
|
Сентябрь
|
Учитель - логопед
|
Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе
|
Октябрь
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы.
|
Октябрь
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
|
Октябрь
|
Учитель - логопед
|
Родительское собрание «Ваш ребенок – будущий первоклассник» (с приглашением учителей начальных классов МОУ «Школа №80»)
|
Сентябрь
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
II этап – реализация проекта (ноябрь 2012г. – апрель 2013г.)
|
Образ-ые обл. прогр. «Детство»
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
«Соц-ция», «Безоп-ть», «Здоровье» «Физич. культура»
|
Экскурсии: - к зданию школы №80; - в школу №80.
- участие в совместном празднике «Веселая масленица».
|
сентябрь
октябрь
март
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
«Соц-ция»,
«Ком- ия», «Худож. творч-во», «Труд», «Позн-ие»
|
НОД: - Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»;
- Рисование на тему: « Что тебе понравилось в школе»;
- Рисование на тему: «Зарисовки о школе»; - Конструирование на тему: «Портфель».
|
сентябрь
сентябрь
февраль
апрель
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
«Соц-ция», «Позн-ие», «Труд»,
|
- Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;
- Пальчиковые игры;
- Дидактическая игра « Кто быстрее соберёт портфель»;
- Дидактические игры на школьную тематику.
- Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
|
В течение года
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
«Соц-ия», «Чтение худ.литер», «Коммуни
кация», «Поз-ние»
|
- Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах. - Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни. - Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе.
- Цикл бесед с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М.А. Панфилова.
- Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
- Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа».
|
В течение года
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
«Соц-ция»,
«Позн-ие», «Труд», «Ком-ция»
|
- Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах; - Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д. - Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Наши папы и мамы - школьники».
|
В течение года
|
Воспитатель, учитель - логопед
|
«Музыка»
|
Слушание и заучивание песен о школе.
|
В течение года
|
Воспитатель
|
III этап – итоговый (май 2013г.)
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
|
Май
|
Учитель – логопед, воспитатель
|
Оформление презентации проекта «Первый раз - в первый класс!»
|
Май
|
Учитель – логопед, воспитатель
|
Оформление папки с материалами проекта.
|
Май
|
Учитель – логопед, воспитатель
|
Реализованный данный проект поможет детям, будущим первоклассникам, адаптироваться к новым условиям социальной роли школьника.
Список литературы: Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.
|