Дементьева Евгения Алексеевна Воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «№25 с. Ясные Зори Белгородской области
Работа принимает участие в конкурсе "Воспитатель года - 2013" Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предоставляю вам свой педагогический опыт на тему «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Актуальность. Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Работа по воспитанию безопасного поведения должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым.
Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения в процессе занятий, экскурсий, целевых прогулок, досугов, спортивных праздников. Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап (2010-2011) – аналитико-диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование. 2 этап (2011-2012) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, корректировка методов и средств достижения поставленных задач. 3 этап (2012-2013) – аналитик –обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта. Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей Совместную деятельность взрослых и детей Свободную самостоятельную деятельность детей Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения. Цель реализуется путем решения нескольких задач: 1. Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях; 2. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях; 3. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения; 4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность; 5. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения; 6. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике. Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения во всех видах образовательной деятельности и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса. В опыте показан путь адаптации федеральной программы « Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах. Работа в нашем МДОУ осуществляется по основной программе «Детство» и парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стёркиной. Главной задачей, которой является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых. В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения. 1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений. 2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры. 3. Словесный метод. Мы обсуждаем и рассматриваем с детьми наиболее типичные опасные ситуации. Воспитываем аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности. Изучаем предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для предупреждения опасных ситуаций знакомим с основной группой пожароопасных предметов. 4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках. Так же использую несколько принципов организации работы. • Принцип полноты. • Принцип системности. • Принцип интеграции. • Принцип преемственности взаимодействия ребенка в условиях ДОУ и в семье. • Принцип доступности содержания детям. • Принцип возрастной адресованности. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных видах детской деятельности коммуникативной познавательно-исследовательской продуктивной трудовой физкультурно-оздоровительной музыкально - художественной игровой Работа с родителями Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает. В результате опыта была подтверждена гипотеза: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, возможно при выполнении следующих условий: Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности; Разработке системы воспитания и обучения для детей; Определение условий организации образовательной среды в МДОУ Использование различных форм и методов работы в тесном взаимодействие детского сада и семьи. Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует: Формированию чувства безопасности у детей; Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека; Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми; Закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте; Предупреждению детского травматизма; Развитию самостоятельности и ответственности.
|