Проект Занимательные кубики Автор: учитель-логопед 1-й квалификационной категории МБДОУ №866 «Семицветик» г. Мытищи Филиппова Любовь Николаевна Актуальность Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру у детей с речевой патологией очевидна для всех педагогов. Игрушка для ребёнка это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Поэтому для оптимизации коррекционного процесса необходимо создание новых игр, имеющих полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения, что позволяет у детей с нарушением речи задействовать сохранные анализаторы и способствуют активизации компенсаторных механизмов. Наблюдая за игрой дошкольников я выяснила, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков на логопедических занятиях и создание нового методического пособия. Я считаю, что использование такого пособия в организованной образовательной деятельности детей повысит результативность коррекционно-развивающей работы, а также вызовет интерес и работоспособность у дошкольников.
Цель проекта: сделать образовательную логопедическую деятельность интересной игрой, а не скучным занятием. Задачи проекта: 1. Активизация основных движений артикуляционного аппарата; 2. Закрепление поставленных звуков изолированно, в слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; 2. Развитие навыков звукового анализа; 3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников; 4. Формирование грамматического строя речи; 5. Развитие связной речи детей с речевыми нарушениями; 6. Развитие коммуникативности, успешности в общении; 7. Повышение эмоциональной сферы дошкольников. Направление работы по проекту 1. Изучить и проанализировать литературу по теме. 2.Выявить особенности использования игровых технологий в логопедической работе. 3.Придумать для детей игровой материал. 4.Продумать содержание и варианты игрового материала. 5. Изготовить игровой материал для проведения индивидуальной и фронтальной организованной образовательной деятельности. 6. Привлечь родителей для изготовления игрового материала. 7. Внедрить данную игровую технологию в образовательный процесс. Ожидаемые результаты Повышение: мотивации к логопедическим занятиям; результативности коррекционно-развивающей работы; работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте, развитию речи детей;
Реализация проекта по этапам
1. Подготовительный этап:
Изучение и анализ литературы по игровым технологиям. Наблюдение за игрой детей с разными игрушками. Выявление интереса у детей к различным кубикам ( конструктор, «мякиши», составление картинок из кубиков, «ходилки»…). Рассматривание кубиков разных размеров, цветов, материалов.
Игра дошкольников с кубиками
Рассматривание кубиков разных размеров, цветов, материалов, разной игровой направленности. 2. Деятельностный этап а) Изготовление кубиков для организованной образовательной деятельности Кубики, направленные на выполнение артикуляционных упражнений Задача: развитие органов артикуляционного аппарата. Варианты заданий: ребёнок бросает кубик и выполняет соответствующие упражнения по изображённой на его верхней стороне предмету или действию. Если стороны с изображением не выпадает, можно спросить у ребёнка, какое упражнение он ещё ни разу не делал, и предложить выполнить его. Кубики для закрепления звукопроизношения Задачи: автоматизация поставленных звуков в словах, согласование существительных с числительными. Варианты заданий: 1) бросай кубик и называй, что нарисовано на верхней стороне, затем посчитай сколько предметов нарисовано (один рак, два рака и т.д.); 2) Назови все слова и скажи чем они похожи ( звук стоит в конце слова…); 3) Найди длинное слово; 4)Посчитай слоги в каждом слове; 5) Что нарисовано слева, что справа; 6) Кидай кубик два раза, запомни число и сложи их. Кубик «Сенсорик» Кубик « Настроение»
Задача: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка; закрепить в слогах, в словах, в предложениях поставленный звук. Варианты заданий: 1. Бросай кубик, посмотри, какое настроение у мальчика (девочки) и произнеси слог (испуганно, спокойно, сердито…)
Кубики «Времена года» Задача: закрепить у детей времена года; научить составлять рассказ о времени года по признакам, перемещая изображения по граням куба. Варианты заданий: составить рассказ о времени года по предложенным изображениям на гранях кубика.
Многофункциональный большой кубик с гранями-кармашками В данный кубик заложены большие возможности для вариативного его использования. Детям предлагаются картинки в соответствующими разви-вающими целями и задачами. Многофункциональный кубик с гранями-липучками Варианты заданий: « Назови первый, последний звук в слове», «Сосчитай сколько звуков в слове», «Выложи звуковую схему слова», «Назови в слове только гласные звуки», «Скажи, какой это предмет» (Дать 5-6 определений), «Составь предложение с этим словом», «Назови ласково», «Составь загадку о предмете».
Детям предлагаются разные задания в соответствии с разными целями и задачами. Кубик «Пуговки» Задачи: автоматизация поставленных звуков в слогах, в словах, в словосочетаниях Варианты заданий: произнести слог (слово, предложение) столько раз, сколько пуговиц выпадет на верхней грани кубика. Кубик «Звукарик» Кубик «Чистоговорки» Слоговые кубики б) Подбор аналогичных кубиков для логопедической работы и в рамках данного проекта Разноцветные кубики 2. Практический этап использование занимательных кубиков в логопедической работе Варианты речевого сопровождения Использование занимательных кубиков во фронтальной организованной образовательной деятельности Использование занимательных кубиков в индивидуальной организованной образовательной деятельности. 4. Обобщающе-результативный этап Провести логопедическое обследование детей;
2. Провести родительское собрание по теме «Наши успехи и достижения»;
5. Презентация проекта Выводы: Практика использования занимательных кубиков показывает, что дети не отвлекаются в игре от занятия, а наоборот занимаются в игре. Они сосредотачивают внимание на задании, выбирая самостоятельно ответ, фантазируют, размышляют. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям, а следовательно в конце учебного года дети показали высокие результаты по обследованию речи.
|