Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» - (Януш Корчак) С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. И поэтому педагогам, воспитателям надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями. Именно воспитатели вносят с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и Конвенции ничего не сделают. Проблема – недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах; недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста. Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права. Задачи: 1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. 2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности. 3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности. Участники проекта – дети, педагоги, родители Тип проекта – социально-педагогический Формы реализации: 1. Занятия по познавательной деятельности. 2. Беседы с детьми и родителями. 3. Игровая деятельность. 4. Продуктивная деятельность. 5. Театрализованная деятельность. Организация совместных с родителями развлечений. 6. Организация экскурсий, целевых прогулок. 7. Чтение специально подобранной литературы. Основные средства: · Информирование родителей о задачах и содержании проекта. · Оформление наглядного материала для родителей. · Обогащение предметно-развивающей среды. · Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей. Ожидаемый результат: · Ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка». · Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди. · Укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством. Функции участников проекта: · Заведующий детским садом – создание условий для организации и проведения мероприятий. · Старший воспитатель – обеспечение необходимой документацией, литературой участников проекта, оказание помощи в проведении занятий и развлечений. · Дети, воспитатели и родители – реализация проекта. Принципы. * Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах. * Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; зная зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития. * Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению. * Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности. Следует использовать данные проявления для построения работы по осуществлению проекта. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 250» г. Новокузнецка Кемеровской области
Воспитатель первой квалификационной категории: Михелева Надежда Сергеевна
|