Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детский сад ФЗ №273, статьи
Правовая информация
Автор: Редактор   
24.07.2017 18:32

Детский сад

Глава 59. Дошкольное образование

Дети могут получить дошкольное образование:
  • в государственных дошкольных образовательных учреждениях;
  • в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • в других образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы данного уровня;
  • в негосударственных образовательных организациях;
  • в семейных (домашних) условиях.

В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

59.1 Дошкольные образовательные учреждения

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

  • детский сад;
  • детский сад для детей раннего возраста - от 2 месяцев до 3 лет;
  • детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста - от 5 до 7 лет;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад компенсирующего вида с коррекцией отклонений в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетом одного из направлений развития (познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического);
  • центр развития ребенка - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

 

Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются  в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Предельная наполняемость групп:

  • в группах общеразвивающей направленности:
    • от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
    • от 1 года до 3 лет - 15 детей;
    • от 3 лет до 7 лет - 20 детей;
  • в разновозрастных группах общеразвивающей направленности:
    • двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
    • любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
    • любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей;
  • в группах компенсирующей направленности (по возрастам до 3 лет и старше 3 лет):
    • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
    • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
    • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
    • для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
    • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
    • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
    • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
    • для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
    • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
    • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
    • для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
    • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
    • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей;
  •  в группах оздоровительной направленности (до 3 лет и старше 3 лет):
    • для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей;
    • для часто болеющих детей - 10 и 15 детей;
    • для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, - 12 и 15 детей.
  • в группах комбинированной направленности и категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
    • до 3 лет:
      • 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • старше 3 лет:
      • 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
      • 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
      • 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Режим времени пребывания детей может быть:

  • полного дня (12-часового пребывания);
  • сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания);
  • продленного дня (14-часового пребывания);
  • кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день);
  • круглосуточного пребывания.

 

Рабочая неделя может быть 5-дневной и 6-дневной. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Питание детей организует дошкольное образовательное учреждение.

Медицинское обслуживание детей обеспечивают органы здравоохранения. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для медицинских работников, контролировать их работу. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Взимание платы за содержание детей производится в соответствии с законодательством. Другие аспекты взаимоотношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором в соответствии с законодательством.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, плата не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, может взиматься не более 10%. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией в государственных и муниципальных образовательных учреждениях родительская плата не взимается.

Родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части платы:

  • на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы;
  • на второго ребенка - в размере 50%;
  • на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70%.

 

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату.

В соответствии со своим уставом дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги на основе договора с родителями. Такие услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

 

59.2 Подготовка к школе

 

Подготовка детей 3-6 лет к школе проводится на базе дошкольных образовательных учреждений, а также образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (для детей от 3 до 10 лет).

Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах.

1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет:

  • в конце учебного года, с середины мая; весь июнь по два занятия в день, что составит примерно 60 занятий;
  • один раз в неделю в течение всего учебного года по два занятия, что составит примерно 68 занятий;
  • ежедневные (5 раз в неделю) занятия в течение всего учебного года по 2 занятия в день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы групп продленного дня.

 

При этом продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 мин.

 

2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.

Для детей 3-4 лет рекомендуется организовать по 2 занятия 2 раза в неделю: общее количество занятий в год составляет 120.

Для детей 5 лет - 3 раза в неделю по 2 занятия: число занятий в год - 180.

Для детей 6 лет - 5 раз в неделю по 2 занятия: число занятий в год - 300.

 

Занятия чередуются с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисованием, конструированием на свободную тему, подвижными играми и другими видами деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 мин, среднего - 20 мин, старшего - 25-30 мин.

Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями).

Эффективной формой работы является также проведение совместных занятий для детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом родителям (законным представителям) важно продолжать заниматься с детьми дома, опираясь на обучение, проводимое специалистами-дефектологами.

 

59.3 Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием обеспечивают образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эти учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования.

Учреждение рассчитано на детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

На основе реализуемых общеобразовательных программ в учреждении обеспечивается:

  • формирование и развитие воспитанников и обучающихся;
  • обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
  • развитие познавательных и речевых способностей;
  • формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
  • формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

 

Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др.

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста раработано для следующих видов государственных и муниципальных учреждений:

  • начальной школы - детского сада;
  • начальной школы - детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся;
  • прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

 

Для иных образовательных учреждений этого типа Типовое положение является примерным.

Образовательное учреждение разрабатывает свой устав на основе Типового положения.

Порядок приема определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

При приеме в учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении.

Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения.

Куда обратиться

В случаях нарушения договора, ущемления законных интересов и прав ребенка, родители могут обращаться в органы управления образованием, суд, прокуратуру.

Организация образовательного процесса в учреждении по программе начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.

Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом учреждения.

Во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях изучение русского языка регламентируется государственным образовательным стандартом.

Учреждение самостоятельно в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения, а также в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Педагогические работники учреждения имеют право свободно выбирать и использовать учебные пособия, материалы и учебники с учетом перечня учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе.

Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус соответствующих образовательных программ. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом учреждения.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем (учредителями).

Взимание платы с родителей (законных представителей) определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы учреждения. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, плата не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, может взиматься не более 10%.

Родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части этой платы:

  • на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении,
  • на второго ребенка - в размере 50%,
  • на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70%.

 

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату.

Учреждение с учетом интересов родителей (законных представителей) и по согласованию с учредителем (учредителями) может открывать группы продленного дня, дошкольные группы компенсирующего вида, классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) группы и классы для воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при наличии условий для коррекционной работы.

Образовательное учреждение организует питание и медицинское обслуживание детей.

Родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи.

Куда обратиться

В тех случаях, когда родители считают, что детям требуется социально-психологическая поддержка и (или) коррекционно-педагогическая помощь, им следует обращаться в органы управления образованием. Органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие лечение, воспитание и обучение детей, их социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Образовательное учреждение обязано рассматривать предложения и жалобы родителей.

Диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, организуют и координируют органы местного самоуправления.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год