Дошкольник.ru
Педагогам
Праздники
Детям
Рукоделие
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.
Сервисы
|
Правовая информация
|
Автор: Крупенникова Ольга Анатольевна
|
11.01.2025 18:57 |
Формирование правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Крупенникова Ольга Анатольевна воспитатель МБДОУ № 148 Г. Ульяновск
Скачать конспект
№
|
Право ребенка
|
Мероприятия, направленные на формирование нравственно-правовых представлений
|
1.
|
Право на имя
|
- Беседа об имени:
– звуко - буквенный анализ имени;
- что оно обозначает;
- как называют ребенка дома;
- как будут звать, когда вырастет.
2) «Необычные имена» - почему так назвали сказочных героев: Снегурочка, Марья-искусница, Василиса Премудрая, Дюймовочка.
3) Игра «Что лишнее?»
- мама, Оля, Юра, папа
- папа, мама, дочка, соседка.
4) Лепка фигуры ребенка в движении «Что я люблю делать».
5) Упр. «Имя» (дети в кругу; первый произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом; вся группа повторяет его имя и движение)
6) Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек (мальчиков)».
7) Рисование «Автопортрет».
|
2.
|
Право жить в семье; на любовь близких, заботу о себе.
|
- Беседа о фамилии – наследственном имени семьи.
- Оформление фотоальбома «Моя семья, где к фото прилагается ее цветовое решение, рассказ о семье.
- Сочинение историй о своей семье.
- Рисование семейного герба, придумывание семейного девиза.
- Сборник семейных рецептов – семейный рецепт в какой-то проблемной ситуации.
- Правила нашей семьи.
- Рисование «Мы вместе», «Мама моя»
|
3.
|
Право на жизнь, на охрану здоровья.
|
- Беседа-рассказ о том, что государство делает все, чтобы дать детям еду, питье, крышу над головой, мед. помощь.
- Беседа о продуктах питания: вредных и полезных.
- Рассматривание серии картинок об отношении человека к природе; высказывание своего мнения.
- Д/и «Умею-не умею» - активизировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма.
- Д/и «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?» - активизировать знания детей о преобладающем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии.
- Разгадывание кроссворда «Мой организм».
- Проведение гимнастики бодрости, ушной гимнастики; «волшебные пальчики». (С.А.Козлова «Мой организм», с. 83-84).
- Инсценирование ситуаций из книги «Правила поведения для воспитанных детей» - личная безопасность, правила поведения дома, на улице.
|
4.
|
Право на личную неприкосновенность, защиту от всех форм небрежного отношения, эксплуатации.
|
1) Чтение «Гадкого утенка» Г.Х. Андерсена – право на защиту от унижений и оскорблений.
2) Разучивание мирилок.
3) Чтение сказок: «Три поросенка», Красная шапочка», «Золушка», «Крошечка-хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Буратино».
4) Рисование «Бальное платье для золушки».
5) Конструирование из бумаги или природного материала «Домик трех поросят».
|
5.
|
Право на владение собственным имуществом (на жилище)
|
- Беседа о сокровищах – вещах, которыми дети дорожат (у каждого могут быть личные вещи, которые нельзя брать без разрешения).
- Чтение сказок «Три медведя», «Маша и медведь» - нарушены ли права героев, найти выход из данной ситуации.
- Драматизация «Заюшкина избушка».
- Чтение сказки «В поисках солнца» (Ребенок и право», с. 58).
- Рисование «Заюшкина избушка»
|
6.
|
Право на личную жизнь
|
- Чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» - (поступок сестер).
- Объяснить пословицу «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали».
- Обыгрывание ситуаций:
- можно мне посмотреть…
- не хочешь ли ты поиграть со мной…
- не хочешь ли ты рассказать мне…
4) Чтение сказки «Тайна волшебного кристалла» (Ребенок и право», с. 58).
|
7.
|
Право на собственное мнение
|
- Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
- Игра «Похвала» - показ ребенку возможности иметь собственное мнение по поводу другого человека, не обижая его.
- Игра «Хорошо-плохо» - высказывания собственного мнения по сети картинок, отражающих отношение человека к другим, игрушкам, природе.
- Игра «За и против» - обсуждение различных вопросов:
- какое занятие самое интересное?
- следует ли платить детям за домашнюю работу?
- нужны ли зоопарки ил держать животных в зоопарке жестоко?
|
8.
|
Право быть гражданином своей страны.
|
- Беседа «Моя страна, мой народ».
- Беседа «Мой родной город».
- Знакомство с флагом и гербом России.
- Путешествие по карте страны из разных уголков до столицы России, используя разные виды транспорта.
|
9.
|
Право на труд, вознаграждение за него.
|
- Драматизация сказки «Колосок».
- Разучивание пословиц:
«По труду и награда»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Труд кормит, а лень портит»
- Потешка «Сорока-ворона» (как пальчиковая гимнастика).
- Сказка «Про ленивую и радивую».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница».
|
10.
|
Право на досуг и развлечения.
|
- Пословица «Сделал дело-гуляй смело».
- Рисование «Как я играю».
- Чтение рассказа «Веселье друзей» («Ребенок и право», с.57).
- По эпизодам сказок определить право на труд и на отдых («Золушка», «Стрекоза и муравей», «Репка»).
|
11.
|
Право на образование.
|
- Чтение В.Маяковского «Кем быть?»
- Чтение А.Толстого «Буратино».
- Игра «Профессии в семье».
|
12.
|
Право неполноценных в физическом отношении детей на образование, любовь, защиту
|
- Чтение Гофмана «Щелкунчик». С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
- Игра-рассуждение «Если бы я был (а) Дюймовочкой, мальчиком с пальчик»
- как бы вы поднимались по лестнице;
- ели;
- находили себе одежду.
3) Д/и «Определи на ощупь», «Отгадай, где путешествовал Мишка?» (звуки);
«Жмурки» - подвести к пониманию трудностей людей – инвалидов, формировать сочувствие к ним, желание помочь.
|
13.
|
Право на воспитание в духе взаимопонимания, дружбы между народами.
|
- Игра «Что если…»
- весь мир стал бы одной страной?
- кто управлял бы ею?
-как бы люди разговаривали, договаривались?
- Хотели бы вы жить в такой стране?
2) Игра «Компас»: ведущий – «Компас» - идет с открытыми глазами и ведет всех остальных с закрытыми глазами по безопасному пути.
3) народные подвижные игры.
4) Упражнение «Чаша доброты» - предаем по кругу.
5) Упражнение «Комплименты» - «Мне нравится в тебе…»
6) Чтение Л.Толстого «Отец и сыновья»
«Зимовье» - в согласии жить-никто не одолеет.
|
14.
|
Право на убежище
|
- «Дюймовочка» - находить в другой стране убежище от преследований.
- «Морозко» – мир не без добрых людей.
- Проигрывается ситуация «Я потерялся» - право на помощь взрослых разыскать своих родителей, свой дом.
- Кукольный театр. Сказка «гуси-лебеди».
|
15.
|
Право на защиту от участия в войне.
|
- Рассказ о защите детей во время войны:
- дети-это наше «завтра».
-эвакуация в безопасные города;
- Не призывать в армию до 15 лет.
- дети по собственной воле уходили в партизанские отряды.
|
16.
|
Право на путешествие, право свободно передвигаться по стране, выехать из страны и вернуться на Родину.
|
- Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье».
- Чтение «Лягушка-путешественница»
- Игра «Путешествие близкие и дальние»
- Игра «Придуманное путешествие» (выбрать направление, вид транспорта, подобрать вещи).
- Игра «Экскурсоводы» - рассказ детей о недавно проведенном путешествии.
- Рисование «Известные путешественники» (Емеля, Иван из «Сивка-бурка», Настенька из «Аленького цветочка.»)
|
Игры на обобщение знаний.
- «Угадай знак» - по знаку, символу угадать право.
- «Обычные слова» - дети объясняют, как понимают значение слов (права, имя, фамилия, страна, президент, семья, т.д.)
- «Путешествие по сказкам» - по эпизодам из сказок определить о каком праве идет речь, какое право нарушено.
Литература:
1.Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей/ Р.А. Кирьянова. - СПб.: КАРО,2007 г. - 64 с.
2.Ковардакова, М.А. Ребенок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям/ М.А. Ковардакова, Н.Ю. Майданкина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005 г. - 80 с.
|
|
|