Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Правовая информация
Автор: Крупенникова Ольга Анатольевна   
11.01.2025 18:57

Формирование правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Крупенникова Ольга Анатольевна воспитатель МБДОУ № 148 Г. Ульяновск

 Скачать конспект

Право ребенка

Мероприятия, направленные на формирование нравственно-правовых представлений

1.

Право на имя

  1. Беседа об имени:

– звуко - буквенный анализ имени;

- что оно обозначает;

- как называют ребенка дома;

- как будут звать, когда вырастет.

2) «Необычные имена» - почему так назвали сказочных героев: Снегурочка, Марья-искусница, Василиса Премудрая, Дюймовочка.

3) Игра «Что лишнее?»

- мама, Оля, Юра, папа

- папа, мама, дочка, соседка.

4) Лепка фигуры ребенка в движении «Что я люблю делать».

5) Упр. «Имя» (дети в кругу; первый произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом; вся группа повторяет его имя и движение)

6) Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек (мальчиков)».

7) Рисование «Автопортрет».

2.

Право жить в семье; на любовь близких, заботу о себе.

  1. Беседа о фамилии – наследственном имени семьи.
  2. Оформление фотоальбома «Моя семья, где к фото прилагается ее цветовое решение, рассказ о семье.
  3. Сочинение историй о своей семье.
  4. Рисование семейного герба, придумывание семейного девиза.
  5. Сборник семейных рецептов – семейный рецепт в какой-то проблемной ситуации.
  6. Правила нашей семьи.
  7. Рисование «Мы вместе», «Мама моя»

3.

Право на жизнь, на охрану здоровья.

  1. Беседа-рассказ о том, что государство делает все, чтобы дать детям еду, питье, крышу над головой, мед. помощь.
  2. Беседа о продуктах питания: вредных и полезных.
  3. Рассматривание серии картинок об отношении человека к природе; высказывание своего мнения.
  4. Д/и «Умею-не умею» - активизировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма.
  5. Д/и «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?» - активизировать знания детей о преобладающем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии.
  6. Разгадывание кроссворда «Мой организм».
  7. Проведение гимнастики бодрости, ушной гимнастики; «волшебные пальчики». (С.А.Козлова «Мой организм», с. 83-84).
  8. Инсценирование ситуаций из книги «Правила поведения для воспитанных детей» - личная безопасность, правила поведения дома, на улице.

4.

Право на личную неприкосновенность, защиту от всех форм небрежного отношения, эксплуатации.

     1) Чтение «Гадкого утенка» Г.Х. Андерсена – право на защиту от унижений и оскорблений.

   2) Разучивание мирилок.

   3) Чтение сказок: «Три поросенка», Красная   шапочка», «Золушка», «Крошечка-хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Буратино».

   4) Рисование «Бальное платье для золушки».

     5) Конструирование из бумаги или природного материала «Домик трех поросят».

5.

Право на владение собственным имуществом (на жилище)

  1. Беседа о сокровищах – вещах, которыми дети дорожат (у каждого могут быть личные вещи, которые нельзя брать без разрешения).
  2. Чтение сказок «Три медведя», «Маша и медведь» - нарушены ли права героев, найти выход из данной ситуации.
  3. Драматизация «Заюшкина избушка».
  4. Чтение сказки «В поисках солнца» (Ребенок и право», с. 58).
  5. Рисование «Заюшкина избушка»

6.

Право на личную жизнь

  1. Чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» - (поступок сестер).
  2. Объяснить пословицу «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали».
  3. Обыгрывание ситуаций:

- можно мне посмотреть…

- не хочешь ли ты поиграть со мной…

- не хочешь ли ты рассказать мне…

4) Чтение сказки «Тайна волшебного кристалла» (Ребенок и право», с. 58).

7.

Право на собственное мнение

  1. Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
  2. Игра «Похвала» - показ ребенку возможности иметь собственное мнение по поводу другого человека, не обижая его.
  3. Игра «Хорошо-плохо» - высказывания собственного мнения по сети картинок, отражающих отношение человека к другим, игрушкам, природе.
  4. Игра «За и против» - обсуждение различных вопросов:

- какое занятие самое интересное?

- следует ли платить детям за домашнюю работу?

- нужны ли зоопарки ил держать животных в зоопарке жестоко?

8.

Право быть гражданином своей страны.

  1. Беседа «Моя страна, мой народ».
  2. Беседа «Мой родной город».
  3. Знакомство с флагом и гербом России.
  4. Путешествие по карте страны из разных уголков до столицы России, используя разные виды транспорта.

9.

Право на труд, вознаграждение за него.

  1. Драматизация сказки «Колосок».
  2. Разучивание пословиц:

«По труду и награда»

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Труд кормит, а лень портит»

  1. Потешка «Сорока-ворона» (как пальчиковая гимнастика).
  2. Сказка «Про ленивую и радивую».
  3. Сюжетно-ролевая игра «Больница».

10.

Право на досуг и развлечения.

  1. Пословица «Сделал дело-гуляй смело».
  2. Рисование «Как я играю».
  3. Чтение рассказа «Веселье друзей» («Ребенок и право», с.57).
  4. По эпизодам сказок определить право на труд и на отдых («Золушка», «Стрекоза и муравей», «Репка»).

11.

Право на образование.

  1. Чтение В.Маяковского «Кем быть?»
  2. Чтение А.Толстого «Буратино».
  3. Игра «Профессии в семье».

12.

Право неполноценных в физическом отношении детей на образование, любовь, защиту

  1. Чтение Гофмана «Щелкунчик». С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  2. Игра-рассуждение «Если бы я был (а) Дюймовочкой, мальчиком с пальчик»

- как бы вы поднимались по лестнице;

- ели;

- находили себе одежду.

3) Д/и «Определи на ощупь», «Отгадай, где путешествовал Мишка?» (звуки);

«Жмурки» - подвести к пониманию трудностей людей – инвалидов, формировать сочувствие к ним, желание помочь.

13.

Право на воспитание в духе взаимопонимания, дружбы между народами.

  1. Игра «Что если…»

- весь мир стал бы одной страной?

- кто управлял бы ею?

-как бы люди разговаривали, договаривались?

- Хотели бы вы жить в такой стране?

2) Игра «Компас»: ведущий – «Компас» - идет с открытыми глазами и ведет всех остальных с закрытыми глазами по безопасному пути.

3) народные подвижные игры.

4) Упражнение «Чаша доброты» - предаем по кругу.

5) Упражнение «Комплименты» - «Мне нравится в тебе…»

6) Чтение Л.Толстого «Отец и сыновья»

«Зимовье» - в согласии жить-никто не одолеет.

14.

Право на убежище

  1. «Дюймовочка» - находить в другой стране убежище от преследований.
  2. «Морозко» – мир не без добрых людей.
  3. Проигрывается ситуация «Я потерялся» - право на помощь взрослых разыскать своих родителей, свой дом.
  4. Кукольный театр. Сказка «гуси-лебеди».

15.

Право на защиту от участия в войне.

  1. Рассказ о защите детей во время войны:

- дети-это наше «завтра».

-эвакуация в безопасные города;

- Не призывать в армию до 15 лет.

- дети по собственной воле уходили в партизанские отряды.

16.

Право на путешествие, право свободно передвигаться по стране, выехать из страны и вернуться на Родину.

  1. Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье».
  2. Чтение «Лягушка-путешественница»
  3. Игра «Путешествие близкие и дальние»
  4. Игра «Придуманное путешествие» (выбрать направление, вид транспорта, подобрать вещи).
  5. Игра «Экскурсоводы» - рассказ детей о недавно проведенном путешествии.
  6. Рисование «Известные путешественники» (Емеля, Иван из «Сивка-бурка», Настенька из «Аленького цветочка.»)

Игры на обобщение знаний.

  1. «Угадай знак» - по знаку, символу угадать право.
  2. «Обычные слова» - дети объясняют, как понимают значение слов (права, имя, фамилия, страна, президент, семья, т.д.)
  3. «Путешествие по сказкам» - по эпизодам из сказок определить о каком праве идет речь, какое право нарушено.

Литература:

1.Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей/ Р.А. Кирьянова. - СПб.: КАРО,2007 г. - 64 с.

2.Ковардакова, М.А. Ребенок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям/ М.А. Ковардакова, Н.Ю. Майданкина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005 г. - 80 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год