Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология «Детская Дума» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
Правовая информация
Автор: Карандашева Елена Анатольевна Коледова Ольга Николаевна   
06.01.2023 11:16

Технология «Детская Дума» как важнейшая форма поддержки детской инициативыТехнология «Детская Дума» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Ребенок – это прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, если ребенок сам может активно действовать. Кроме того, дошкольник может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Поиск и исследование – детские потребности. Но чтобы извлечь из них пользу, не достаточно одного любопытства. Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети: пришли к новым знаниям и стали постоянными исследователями, приобретая умения и навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни.

 

Одна из современных форм организации деятельности детей — Детская Дума. Она помогает формировать у дошкольников представления о социальных нормах и правилах поведения, развивать способность самостоятельно принимать решения. Детская Дума является продолжением идеи организации Детского совета. Детская Дума была предложена инновационной программой «От рождения до школы» 2020 год под редакцией Вераксы Николая Евгеньевича, Комаровой Тамары Семеновны, Дорофеевой Эльфии Минимулловны.

Цель: формирование у детей коммуникативной культуры, умений и навыков для успешного взаимодействия с другими людьми.

Задачи:

  • формировать у детей умение регулировать своё поведение в соответствии с социальными нормами и правилами
  • поддерживать детскую инициативу, создавать условия для принятия решений детьми по организации жизни в детском сообществе
  • формировать умения адекватно выражать свои чувства, сопереживать и помогать другим детям
  • формировать уважительное отношение к мнению, убеждениям и особенностям других детей
  • учить преодолевать сложные ситуации, которые возникают в процессе совместной деятельности с другими детьми, и решать конфликты.

Мы с детьми собираемся на заседания Детской Думы, чтобы обсудить актуальные для них вопросы, поговорить на интересующие и волнующие их темы. Заседания проходят еженедельно. Длительность заседания зависит от того, насколько дети проявляют интерес к той или иной теме, насколько они готовы к обсуждению и как быстро им удается согласовывать свои решения, но не превышает 20 -25 минут.

Заседания Детской Думы состоят из пяти этапов:

  1. Мы настраиваем детей на предстоящую деятельность, помогаем им установить контакт друг с другом.
  2. Озвучивание проблемной ситуации — мы мотивируем детей на то, чтобы они разобрали сложившиеся взаимоотношения в группе.
  3. Обсуждение проблемной ситуации — дети вместе с нами анализируют и обсуждают особенности данной ситуации.
  4. Совместные игры (в рамках обсуждаемой темы) — мы создаём условия для осознания детьми социальных норм и правил поведения в группе.
  5. Принятие решения — дети совместно с нами формируют общие правила, а после этого принимают решение. Все дети в группе должны их соблюдать.
  6. В конце заседания делаем вывод, это может быть пословица по теме, стихотворение или фраза.

- Каждое заседание Детской Думы начинается с приветствия. Мы используем различные методы и приёмы: словесные игры, игровые упражнения, пальчиковые игры, чтение стихотворений, включение в работу игрового оборудования, сказочных персонажей. Всё это делается для того, чтобы сплотить детей. На заседаниях Детской Думы мы используем следующие правила:

  • каждый участник надевает жёлтый галстук (атрибутика)
  • мы говорим по одному
  • мы не перебиваем друг друга
  • мы слушаем внимательно друг друга.

После этого нами озвучивается проблемная ситуация. Мы не только организуем взаимодействие детей на основе имеющегося у них социального опыта, но и мотивируем их к тому, чтобы они совместно определили тему заседания.

Мы с детьми обсуждаем проблемную ситуацию и анализируем ее. Далее предлагаем детям поучаствовать в совместных играх, которые основаны на интерактивных технологиях. Мы формируем у детей начальные навыки произвольного поведения, учим общаться, договариваться, аргументировать свои мысли и решать общую задачу.

Упражнения, которые мы используем в ходе заседаний Детской Думы:

1. Работа в парах.

Мы предлагаем детям объединиться в пары. Дети последовательно и сообща выполняют игровое задание. Напоминаем, что нужно прислушиваться к мнению друг друга.

2. Хоровод.

Дети встают в круг и под музыку передают предмет по кругу (мяч, волшебная палочка, снежинка…). Когда музыкальное сопровождение останавливается, то у кого предмет в руках, тот и выполняет задание. Необходимо внимательно слушать друг друга и не перебивать.

3. Цепочка.

Дети выстраиваются в одну линию и последовательно выполняют задание. Передают карточки друг другу. По сигналу останавливаются. Далее следуют указаниям на картинке. Наша задача следить за тем, чтобы дети правильно выполнили задание и все поучаствовали в игре.

4. Дерево знаний.

Предлагаем детям выполнить игровое задание в парах. Листочки-картинки или схемы с заданиями мы заранее вывешиваем на макет дерева из дерева. Дети договариваются, объединяются в пары и выполняют задание. Затем один ребёнок из пары рассказывает о выполненном задании, остальные слушают, дополняют и оценивают его ответ.

Дерево знаний мы сделали двухсторонним, одна сторона зелёная (теплое время года), другая – белая (холодное время года). Используем это методическое пособие и в других видах совместной деятельности.

Такие упражнения позволяют детям спланировать своё поведение в рамках социальных ситуациях. Таким образом, на этом этапе заседания моделируем ситуации, которые позволяют детям сделать анализ своих действий, понять собственные эмоции и эмоции партнеров по взаимодействию.

На заключительном этапе заседания совместно с детьми принимаем решение — дети выполняют работы по продуктивной деятельности (рисунки, аппликации, коллективные плакаты).

Таким образом, в процессе принятия решений в Детской Думе, ребёнок высказывает своё мнение, а также слушает мысли других детей.

На заседаниях Детской Думы формируем ответственную и активную социальную позицию у дошкольников, создаём условия для участия детей в принятии решений, которые затрагивают их интересы.

Заседания Детской Думы мы разделили на два блока:

  • «Что такое дружба»
  • «В мире доброты».

Почему именно эти темы? Какими бы идеальными взрослыми мы не были, нашим детям всё равно необходимо общение со сверстниками. Более того, ребенку нужно обзавестись друзьями, научиться дружить. А это далеко не просто. Дружба дарит ребёнку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях дошкольник учится полноценному общению на равных. Какими вырастут наши дети, какой выберут путь — это зависит только от нас. Как помочь ребёнку стать добрым?

Здесь недостаточно подавать ребёнку положительный пример. Для него важно собственное участие в добрых делах. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок не только совершал хорошие поступки, но и получал от этого моральное удовлетворение. Необходимо помнить, что психические, интеллектуальные, морально — нравственные способности ребёнка — дошкольника формируются в общении с взрослыми в обстановке любви и доверия.

Результаты работы по проведению заседаний Детской Думы в нашей группе:

  • у детей сформировано умение регулировать своё поведение в соответствии с социальными нормами и правилами
  • наблюдается рост эмоционально положительных контактов между детьми.
  • дети научились адекватно выражать свои чувства, сопереживать и помогать другим детям
  • воспитанники стали уважительно относиться к мнению, убеждениям и особенностям других детей
  • ребята научились преодолевать сложные ситуации, которые возникают в процессе совместной деятельности с другими детьми, и решать конфликты.

Таким образом, Детская Дума формирует ответственность и активную социальную позицию старших дошкольников, создаёт условия для участия детей в принятии решений, которые затрагивают их интересы.

  • Коледова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 “Дюймовочка”»
  • Карандашева Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 “Дюймовочка”»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год