ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА» |
Правовая информация | |||
Автор: Никитина Анна Александровна | |||
10.10.2018 05:27 | |||
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА» Номинация – «Мои первые уроки» Выполнила: социальный педагог Никитина Анна Александровна Архангельск, 2018 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 «Туесок» Пояснительная записка: Цикл занятий направлен на формирование у детей дошкольного старшего возраста основ социально-правового сознания. Во время занятий раскрываются основные права и обязанности ребенка, формируется понимание тех ситуаций, когда нарушаются права ребенка.
Цикл занятий разработан с целью профилактики правонарушений в семье в отношении несовершеннолетних, позволяет выявить детей из «группы риска» по социальному неблагополучию. Цель цикла занятий: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ социально- правового сознания. Задачи:
Демонстрационный материал для первого занятия:
Оборудование: Проектор для показа слайдов и видео. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни). Ожидаемые результаты:
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ
ХОД ЗАНЯТИЯ: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с Вами поговорим о Ваших правах. Вы знаете, что это такое? (на проекторе слайд 1 «Что такое право?») С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила. У каждого человека теперь есть свои права и свои обязанности. Даже у самого маленького ребенка, который только что родился, уже есть свои права. И у каждого ребенка они равны (слайд 2 «счастливые дети»). Какие же права ребенка вы должны знать? 1. Самое главное право – это право на жизнь. А кто дал Вам жизнь? Дети: родители (мама и папа) Все правильно, наверное, поэтому самые первые слова, которые произносит малыш, это мама и папа, самый близкие Вам люди. (Слайд 3, фото мама, папа + ребенок) 2. Хм, дети, а вот мы с Вами тут беседуем, а ведь я даже не спросила, как же Вас зовут. Давайте познакомимся. Спрашиваю у детей их имена, бросаю мяч, ребенок ловит и называет имя. Прошу остальных назвать ласкательное имя. У каждого из Вас есть имя и фамилия, и у меня тоже есть имя и фамилия. И это Ваше право иметь свои имя и фамилию. (Слайд 4, дети знакомятся друг с другом) 3. У каждого из Вас есть своя семья, мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка, дяди, тети, они Вас любят, заботятся о Вас, помогают Вам. Если случилась какая-то беда, мы первым делом расскажем об этом кому? Дети: маме или папе Все правильно, чтоб они пожалели нас, помогли нам справиться с нашей бедой. И это Ваше право жить в семье, чтоб Вас любили, о Вас заботились, помогали Вам и защищали Вас. (слайд 5, фото семьи) Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья? Дети: называют состав семьи, имена 4. Наверное, Вы все сможете сказать, чем же отличается воспитанный человек от невоспитанного? Воспитанный человек, он какой? А каким бы Вы человеком хотели быть? Дети: называют отличия воспитанного человека от невоспитанного И это еще одно Ваше право, на воспитание, чтоб каждый из Вас был воспитанным, с хорошими манерами, ведь с таким человеком каждый захочет дружить и играть, правда? (Слайд 6, фото детей с плохими и хорошими манерами) Но, важно помнить, что помимо прав, у каждого ребенка есть свои обязанности. Что это такое обязанности? Дети: объясняют, что такое обязанности. Правильно, это то, что ребенок обязан делать. Какие обязанности есть у Вас? Дети: называют свои обязанности:
(слайд 7, ребенок прибирается/ребенок кушает/ребенок читает/дети помогают маме) 2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Чтобы сделать разграничение между теоретической и практической частью занятия, с детьми проводим небольшую физкультминутку. Это позволит им отдохнуть, переключиться на другую форму занятия, немного размяться. Спасибо, что Вы так внимательно меня слушали! Наверное, Вы немного устали, давайте сделаем с Вами небольшую зарядку. Проводим физкультминутку, показывая действиями то, о чем говорится в стихотворении: Быстро встали, улыбнулись, Вправо, влево повернитесь, 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Вы любите мультики? Дети: да, любим! Хорошо, а теперь мы с Вами посмотрим несколько мультфильмов. Только смотрите внимательно, в каждом из этих мультфимов нарушаются права героев. Мы будем смотреть отрывок из мультфильма, а потом Вы мне скажете, какие же права, из тех, что мы сегодня узнали, были нарушены. Включается первый мультфильм «Волк и семеро козлят». После просмотра задается вопрос: а как Вы думаете, какие права козлят были нарушены? В какой момент это произошло? Как это случилось? Дети: право на жизнь, право на защиту родителями. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога Хорошо, молодцы! Теперь давайте посмотрим следующий мультфильм. Включается мультфильм «Лунтик и его друзья». Как Вы думаете, ребята, какие права Лунтика были нарушены? Почему же так получилось? Нашел Лунтик свое имя? Дети: право на имя и фамилию! Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога Конечно, правильно! И у Лунтика появилось свое имя. Включается мультфильм «Мама для мамонтенка». Как Вы думаете, кого потерял маленький мамонтенок? Ему, наверное, страшно? Опасно было плыть одному на льдине? Какие права у него были нарушены? Дети: право на семью, право на защиту родителей, право на жизнь. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога Молодцы! И еще один мультфильм мы с Вами посмотрим сегодня. Включается мультфильм «Мойдодыр». Как Вы думаете, мальчик в этом мультике опрятный, воспитанный ребенок? Почему так получилось? Какие у него права были нарушены? Дети: право на воспитание, право на заботу, помощь. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога Молодцы, а про какие свои обязанности забыл мальчик? А вы дома помогаете маме и папе по дому? Прибираете за собой игрушки? Дети: прибирать за собой свои вещи, игрушки. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Мы сегодня с Вами говорили о Ваших правах. Какие права Вы сегодня узнали? (в качестве подсказок пролистываются слайды с картинками) Дети: право на жизнь, право на имя, право воспитание и уход, право на семью. Хорошо, а о чем мы еще говорили, кроме прав? Дети: об обязанностях! Молодцы, что Вы знаете и помните, что помимо прав, у Вас уже есть и свои обязанности. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что Вам запомнилось больше всего? Какой герой Вам понравился больше всего? Дети: делятся полученными эмоциями и впечатлениями. Защищать Ваши права должны взрослые. Чтобы дети были здоровы, радостны, полны сил и энергии. Тогда и детство можно будет назвать счастливым. Я Вам дам небольшое задание. К следующему занятию нарисовать свои права или обязанности, о которых мы сегодня узнали. 5. ВЫВОДЫ Во время проведения занятия дети узнали о том, что такое право и обязанность, узнали о своих правах: право на жизнь, право на имя и фамилию, право на заботу и защиту, право на воспитание. В ходе занятия дети посмотрели на знакомые им мультфильмы с другой стороны, с точки зрения соблюдения прав и исполнения обязанностей героями мультфильма. У детей сформировалось положительное впечатление о проведенном занятии, свои права и обязанности были усвоены. Цель занятия реализована, ожидаемые результаты занятия были достигнуты в полной мере.
|