ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА |
Правовая информация | |||
Автор: Бесеева Аэлита Арслан-Бековна | |||
23.08.2021 11:25 | |||
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Бесеева Аэлита Арслан-Бековна Воспитатель первой квалификационной категории МДОУ № 20 «Новое поколение» Московская область, г. Раменское Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся всю жизнь человека. Однако наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в дошкольные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Через распространение правовых знаний, выработку положительного отношения к правовым требованиям и на основе этого к формированию правовых убеждений и готовности действовать в соответствии с правовыми требованиями – единственно верный путь к правовому воспитанию дошкольников. Отсюда правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность. Поэтому современная ситуация определяет необходимость поиска эффективных средств, содержания и методов правового воспитания детей дошкольного возраста. С.А. Козлова подчеркивает, что особенности психического развития дошкольников позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна строиться поэтапно и опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.
Первый этап – базовый – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущества их выполнения, учатся соотносить права и обязанности (этические беседы, специально созданные ситуации, видеозаписи поступков детей и т. п.). Второй этап – основной – ознакомление с собственными правами: на образование, на честь и достоинство, на защиту и помощь, на медицинское обслуживание; на игру, отдых и свободное время и др. (чтение художественных произведений, этические беседы, рассказы-коллизии, упражнения в практических навыках поведения и др.). Третий этап – заключительный – рассказ педагога о «Конвенции о правах ребенка», принятой для всех детей планеты (чтение художественных произведений с последующим их обсуждением, создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них, рассматривание картин, иллюстраций о жизни детей в разных странах, изготовление коллажа о правах ребенка, этические беседы и т. п.) [3]. Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема активно разрабатывается, вызывает интерес у исследователей и практиков (Т. Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Н.Ю. Ган, Л.Г. Голубева, Т.А. Данилина, С.А. Козлова, О.Л. Князева, В.А. Кочергина, Е.В. Соловьева, Н.Г. Капустина, Е.В. Нагорная, Л.В. Пименова, С.В. Федотова, Л.К Ладутько, С.В. Шкляр). Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость ее выполнения. В старшем дошкольном возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А. В. Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И. А. Княжева, Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости (Р. Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова). Дети старшего дошкольного возраста вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, можно рассчитывать на понимание ребенком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих. Авторами психологических исследований в области развития личности доказана ценность и значимость представлений о себе, своем «Я» и показана их роль в построении целостного «образа Я», в возникновении позитивной самооценки, в развитии способности к самосозиданию, потребности в этом (В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.В. Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.). Интеллектуальные возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют сформировать представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности (А. В. Запорожец, Д.В. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса и др.). В структуру правовой воспитанности старших дошкольников входят компоненты: информационно-познавательный, его критериями выступают знания детьми своих прав и обязанностей; эмоционально-оценочный, его критерии – умение адекватно оценивать свои поступки, проявление детьми эмоционального отношения к собственному правовому поведению; поведенческо-деятельностный, критерии: оперирование правовыми знаниями в поведении, реализация правового поведения в деятельности.
|