ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА» |
Правовая информация | |||
Автор: Мохова Наталья Александровна | |||
27.06.2017 18:54 | |||
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА» Н.А. МОХОВОЙ — ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. (ЭКРАН) С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – защита прав ребенка, сохраняя тем самым генофонд нации.
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. И поэтому как педагог считаю необходимым:
Проанализировав литературу по правовому воспитанию дошкольников, я определила, что вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания, но наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка. Чем больше я погружалась в тему правового воспитания детей дошкольного возраста, тем больше я убеждалась, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Таким образом, все выше сказанное и определило тему моей работы: «Методы и приемы формирования первичных представлений о правах ребенка» * (ЭКРАН) Цель работы – формирование основ правового сознание дошкольников. * (ЭКРАН) Задачи:
Предполагаемый результат моей работы:
Теоретической основой моей работы являются: * (ЭКРАН) Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации. За практическую основу моей работы взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами: программа «Защити меня» (Н. Г. Зеленовой и др.), методическое пособие «Права ребенка» (авторы – преподаватели Астраханского педагогического колледжа), практическое пособие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» (Е. В. Соловьевой и др.), программа «Надежда» (Т. В. Потапповой). Пропустив через свое понимание опыт данных российских педагогов, я начала выстраивать систему своей работы, переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе. Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:
В соответствии с целями и задачами работы я построила свою работу по следующим направлениям* (ЭКРАН):
РАБОТА С ДЕТЬМИ. Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях:
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы, осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область "Социально-коммуникативное развитие"* (ЭКРАН). Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изо деятельности, музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей. Система взаимодействия – это * (ЭКРАН):
Организованная деятельность включает в себя:
Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Беседы на этические темы:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п. Дидактические игры: "Я имею право... ", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право". Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков:
Проблемно–поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций): предлагаю решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком..., если бы я поймал золотую рыбку..., если бы я вдруг превратился в..., отгадывание загадок. Самостоятельная деятельность детей включает: Задания для самостоятельных наблюдений: предлагаю детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. Продуктивные виды деятельности: создали альбомы «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем. Совместная деятельность взрослого и ребенка включает: Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи. В группах созданы специальные пространства для активной познавательной и двигательной деятельности: оформленные определенным образом стеновые панели и небольшие по размеру фланелеграфы, обтянутые сукном и стилизованные под различные виды жилья: например, (сказочные "Теремок", "Рукавичка", "Избушка на курьих ножках"); древние (деревянный дом, терем); современные (многоэтажные дома). Организация этих пространств не только знакомит детей с различными видами жилища, но формирует представление о необходимости живому существу иметь жилище и о праве каждого человека на жилье. Для успешного ознакомления дошкольников с окружающим в предметно-пространственную среду группы я включала детей в конструирование объемных макетов: детского сада, ближайшего водоема. При конструировании макетов каждому ребенку была гарантирована возможность посильного участия и заботливого отношения в процессе работы. Обязательными в интерьере группы являются карты, глобус, природные ландшафты регионов планеты. Этот материал способствует осознанию детьми многочисленности и многообразия проживания народностей на планете, знакомит их с основными расами и национальностями на Земле, их социокультурными особенностями, вероисповеданием, равными правами и свободами людей разных национальностей. В группе продумано и место для хранения "собственного имущества". Для этого сделали полку для хранения личных вещей, оборудовали деревянный ящик с закрывающейся крышкой, обтянутой блестящей яркой тканью — "Волшебный сундучок", "Шкатулка с сокровищами", сшили тканевые мешочки на шнурке ("Заветный мешочек"), приобрели разноцветные бумажные пакеты и т. п., где дети охотно стали хранить свои вещи. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ПРОВОДИЛАСЬ ПОЭТАПНО На первом этапе мы выявили уровень знаний педагогов нормативно – правовой базы по данной проблеме, с помощью анкетирования и опроса* (ЭКРАН). Анкета, проведенная среди воспитателей МБДОУ «Тевризский детский сад №3» показала, что в 90% случаев воспитатели отмечают правовую неграмотность детей, незнание ими прав и законов, эти права охраняющих, необходимость изучения прав человека отметили 85% опрошенных. Среди основных проблем преподавания были выделены следующие:
Затем мною был составлен план работы с педагогами. * (ЭКРАН) Правовое воспитание в детском саду с педагогами Анкета по правовому воспитанию
Мною была проведена с воспитателями МБДОУ консультация "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи"; разработала памятки «Понимаем ли мы друг друга?», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои права». РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста нами была разработана анкета для родителей, позволяющая определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте. * (ЭКРАН) Анализ анкеты, проводимой среди родителей показал, что из всего количества опрошенных:
Основные задачи работы с родителями:
Принципы работы с родителями
Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребёнком; посещение семьи ребёнка; беседы с родителями. Формы работы с родителями: Общие Групповые Индивидуальные
Участие родителей в методических мероприятиях Беседы
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно просветительской работе с родителями. Для родителей я организовали папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки. Мною в группе был проведено родительское собрание на тему: «Права ребенка». Все родители приняли активное участие в выполнении домашнего задания, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проводимой работы видны позитивные сдвиги в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.); дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше. В заключении хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, а также позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы. Перспективу дальнейшей работы я вижу
|