Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников» |
Правовая информация | |||
Автор: Марусина Наталия Викторовна | |||
03.08.2015 20:47 | |||
Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников» Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов. Задачи:
План педсовета 1. Вступительное слово руководителя об актуальности проблемы.
Заведующая д/с. 2. Итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста» Старший воспитатель. 3. Выступления докладчиков по теме педсовета:
4. Итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» Старший воспитатель. 5. Педагогический тренинг. Старший воспитатель. 6. Деловая игра «Мы знаем права ребенка». 7. Обсуждение проекта решения педсовета. Рефлексия. Заведующая, коллектив ДОУ Подготовка к педсовету 1. Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ». Старший воспитатель, воспитатели 2. Консультация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры» Инструктор ФИЗО 3. Теоретическая консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. Ст. воспитатель. 4. Тематическая проверка «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста» Заведующая, ст. воспитатель 4. «Неделя правовых знаний». 5. Конкурс на лучшую дидактическую игру по правовому воспитанию. Воспитатели 6. Беседа с воспитателями «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников». Учитель-логопед. 7. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?», фестиваль подвижных игр с участием родителей «Мы — россияне!» Воспитатели 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ. Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников — условие формирования правового государства, гражданского общества. Законодательное оформление вопросов защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться международная система защиты детства:
- в 1989 г. — Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:
Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих, в 1996 году составила 250 миллионов. Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни — общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще. Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:
Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения. 2. Далее старшим воспитателем озвучиваются цели и задачи педагогического совета. Доверчивы глаза детей, И пусть не катится слеза Чуткому детскому сердцу Спокойно матери уйдут Надежду ту не обмани, Мы надеемся, что выбранная тема интересна и актуальная для вас и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются и не только об этом, вы сможете узнать в ходе педсовета. С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Предлагается презентация по правовому воспитанию дошкольников. Затем подводятся итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» (Приложение №). 3. Выступление воспитателя по проблеме «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения». (Приложение №) Воспитатели всех возрастных групп представляют опыт: «Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах», наработанный материал по проблеме правового воспитания. 4. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» (Приложение № __). Анализ анкеты для родителей «Права детей». МДОУ «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова, октябрь, 2011 год. В анкетировании принимало участие 100 человек. На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?» ответы родителей распределились следующим образом -Да — 75%; Нет — 10%; Трудно сказать — 15%. На второй вопрос анкеты: «Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?» ответы родителей распределились следующим образом -С точки зрения интересов ребёнка — 40%; С точки зрения интересов ребёнка и интересов и обязанностей родителей -60%. На третий вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам знакомиться с Концепцией о правах ребёнка?» ответы родителей распределились следующим образом — 40%; Нет — 60%. На четвёртый вопрос анкеты: «Какие из ниже перечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?» родители перечисляли почти все права, которые даны в анкете. На пятый вопрос анкеты: «Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство»?» ответы родителей распределились следующим образом - Здоровье, любовь, понимание — 35%; Любовь родителей — 40%; Полная любящая семья — 20%; Ни в чём не нуждаться 35%; Воздержались от ответа — 20%. На шестой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду?» ответили так -Да — 45%; Нет — 25%; Трудно сказать — 30%. На седьмой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?» ответили так -Да — 90%; Нет-10%. На восьмой вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?» ответы родителей распределились следующим образом -Да — 65%; Нет — 5%; Трудно сказать — 30%. На девятый вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в семье?» ответы родителей распределились следующим образом -Да — 65%; Нет — 10%; Трудно сказать — 25%. На десятый вопрос анкеты ответы родителей распределились следующим образом — «Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо» — 10%; «Любопытно было бы поучаствовать, обязательно пригласите меня на эти встречи» — 60%; «Я бы с удовольствием, но...» — 30%. Таким образом, большинство семей так или иначе знакомы с понятием «права ребёнка», стараются учитывать права ребёнка в семье, с удовольствием бы пришли на встречи учебно-практического цикла по проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье. 5. Педагогический тренинг для воспитателей «Что Вы знаете о конвенции?» «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОНВЕНЦИИ?» * 1. Когда была принята Конвенция о правах ребенка: а) в 1924 году; б) в 1957 году; в) в 1989 году. 2. Когда был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: а) в 1990 году; б) в 1998 году; в) в 2000 году. 3. Ребенком является каждое человеческое существо: а) до достижения 16-летнего возраста; б) до достижения 18-летнего возраста; в) до достижения 21-летнего возраста. 4. С рождения ребенок имеет право: а) на гражданство; б) на равенство; в) на свободу. 5. С шестилетнего возраста ребенок вправе: а) самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки; б) изменить имя или фамилию; в) выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы. 6. Ребенок имеет право посещать образовательные учреждения: а) с 1,5 лет; б) с 3 лет; в) с 6 лет. 7. Ребенок имеет право поступить на работу: а) с 14 лет; б) с 15 лет; в) с 16 лет. 8. Молодой человек может быть привлечен к участию в военных действиях: а) с 15 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет. 9. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя гарантированное, общедоступное, бесплатное: а) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование; б) среднее профессиональное, высшее профессиональное образование; в) воспитание в образовательных учреждениях. 10. Ребенок осуществляет права автора охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности: а) с 6 лет; б) с 8 лет; в) с 14 лет. 6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ ЗНАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА» Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства. Задачи:
- дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей. Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной. Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13. 06. 1990 г., а 14. 07. 1990 года она вступила в силу для Российской Федерации. Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США. Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:
В нём заложены два основополагающих принципа:
Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав. Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:
Ход игры Педагоги делятся на 2 команды. Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы: Для 1 команды:
Для 2 команды:
Подумайте и ответьте (кто быстрее):
«Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди) Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
Решите проблемные ситуации. Для 1 команды: Ситуация 1 Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча. Вопросы: - Нарушает ли воспитатель права ребенка? - Что делаете вы в подобной ситуации? Ситуация 2 Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют. Вопрос: - Какое право реализует ребенок в данной деятельности? Для 2 команды: Ситуация 3 Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача), что это «профессия нищих». Вопрос: - Как реагировать на такое мнение ребенка? Ситуация 4 Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала». Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации. Ситуация 5 Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка. Вопросы: - Как считаете Вы? - Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое? - Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка. Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия. На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права. Проект решения педагогического совета
|