Занятие по лепке из глины в подготовительной группе «Дымковская лошадка» |
Поделки из разных материалов | |||
Автор: Сотникова Екатерина Леонидовна | |||
25.08.2022 09:45 | |||
Занятие по лепке из глины в подготовительной группе «Дымковская лошадка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №28 «Ручеёк» Подготовила и провела воспитатель Сотникова Екатерина Леонидовна г. Химки. Сходня 2022г. Цель: продолжать формировать интерес детей к народному творчеству – дымковской игрушке. Задачи:
Предварительная работа:
Материалы: Демонстрационный: ноутбук, плакаты с дымковскими игрушками, дымковские игрушки, лошадки. Раздаточный, на каждого ребёнка: глина, доски, стаканчики с водой, стеки, салфетки. Ход. - Собрались ребята в круг – Звучит русская народная музыка. Дети подходят к уголку «Народные промыслы России». Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки народных умельцев. - Много сказочных мест у России Возле Вятки самой Дымково- посёлок, А управясь дома, бабы приходили, Вятский праздник – Весёлая, белая глина, Кормилицы и водоноски, - Правильно, ребята, — дымковская игрушка. Воспитатель предлагает детям назвать, какие игрушки в уголке — дымковские. (Петушок, индюк, барыня, козлик, барашек, лошадки) -Ребята, вы всё правильно назвали. Молодцы! Просмотр презентации «Дымковская игрушка». - Все игрушки не простые Простой, казалось бы, узор, - Ребята, если в комнате находится несколько дымковских игрушек, становится светлее и радостнее. Они яркие и нарядные. Как много красок в узоре! Дымковская глиняная игрушка — символ русского ремесла. Промысел имел семейную организацию – игрушки лепили женщины и девочки, приурочивая её изготовление к весенней ярмарке для праздника Свистунья. Послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки: - Красную мягкую глину берут недалеко от Дымково. Смешивают с мелким просеянным речным песком. Лепят, сушат, обжигают в печи, покрывают белилами, а потом «наряжают». Их расписывают каждую вручную, поэтому они все разные, нет ни одной одинаковой! Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят игрушки, накрытые салфеткой. - Давайте угадаем, кто у нас здесь спрятался. Очень стройный и красивый, Прыгнет в воду и огонь - Правильно, здесь у нас конь, лошадки. Посмотрите, дети, у коня стоячие, острые ушки, на шее грива, пышный хвост. (Дети рассматривают игрушки). - А сейчас я вам покажу, как лепить лошадку. Я разделила глину на два куска (большой и маленький), и ладонями, прокачивая прямыми пальцами, сделала цилиндры. Из большого можно сразу вылепить туловище лошадки вместе с ногами. Для этого я согну цилиндр дугой и стекой сделаю надрезы спереди и сзади, раздвину их слегка и мокрыми пальцами сформирую ноги: слегка вытягивая к низу и заглаживая их. Из второго, поменьше цилиндра вылеплю голову с шеей. Для этого отогну немного небольшую часть для головы. Примазываю голову к туловищу, смачивая водой детали. Место скрепления надо тщательно примазать и загладить. Это делать лучше мокрыми пальцами. Гриву и хвост, ушки делаю отдельно. Показываю, как лепить жгутики и оформить гриву и хвост. Из маленьких кусочков глины делаю треугольные ушки, заостряя маленькие цилиндрики с одного конца путём оттягивания, или качая по доске. Скреплять мелкие детали надо обязательно смачивая водой. Воспитатель показывает детям игрушку со всех сторон и предлагает сесть за столы и вылепить лошадку. - Ребята, посмотрите перед вами кусочки глины большой и поменьше. - Давид, что будем лепить из большого куска? (Туловище) - Василиса, что у нас получится из маленького куска? (Голова и шея) - Павел, а как надо скреплять детали? (Мокрыми пальцами, примазывая) -София, а какие ещё есть детали? (Хвост, грива, уши) - Молодцы, ребята! Я думаю мы с вами сейчас превратимся в настоящих мастеров! Но сначала давайте разогреем пальчики, подготовим руки. Пальчиковая гимнастика «Моя лошадка» Пролегла дорога гладко ( «Расстелить» ладошками дорожку.) Скачет вдоль по ней лошадка (Пальцами обеих рук слегка постучать по столу.) Цок – цок – цок, цок – цок – цок – (Поцокать языком.) Через поле во лесок. (Пальцами обеих рук барабанить по столу.) У моей лошадки грива (Правая ладонь на ребре (голова), большой палец направлен вверх (ухо). Кисть другой руки кладётся на «голову», свисающие пальцы образуют гриву. Большие пальцы скрещиваются (два уха).) Вьётся по ветру красиво. (Шевелить пальцами левой руки (грива колышется).) Крикнет лошадь: «Иго – го!» (Отодвинуть мизинец правой руки вниз от безымянного пальца.) И умчится далеко. (Пальцами обеих рук постучать по столу.) Воспитатель предлагает детям приступить к лепке лошадок. Звучат весёлые русские мотивы. На столе у воспитателя стоят лошадки на подставке, время от времени он обращает внимание на игрушки. Предлагает сравнить свои работы с дымковской лошадкой, поворачивая изделия со всех сторон. Воспитатель напоминает детям, что добиться сходства можно постоянно сравнивая свою работу с дымковской лошадкой. Обращает внимание на пропорции между частями тела животного. Помогает по мере необходимости. - А сейчас, ребята, немного разомнёмся. Физминутка «Лошадка» (Дети становятся в круг и выполняют движения согласно тексту) Ты скачи, скачи, лошадка, Ты скачи всё прямо, прямо, Цок, цок, цок, тпр-р-ру, - Какие вы молодцы, чуть отдохнули и можно продолжить. Дети рассаживаются по местам. — Ребята, дымковские мастера придают выразительность своим изделиям за счёт деталей (хвост, грива). Посмотрите внимательно на лошадку, на её позу, ноги, изгиб шеи. Сравните со своими лошадками. Подправьте, если нужно хвост, ушки, гриву, чтобы и ваши изделия получились весёлые и гордые. Загладьте хорошо места стыков деталей мокрыми пальцами, стекой. После доработки деталей воспитатель предлагает рассмотреть работы приговаривая: Что за конь! Со всадником вместе Ускачет вёрст за двести. Дети рассматривают лошадок, делятся впечатлениями, отмечают самые удачные, радуются. Воспитатель предлагает обсудить какие моменты были трудные, что понравилось. -Какую игрушку мы сегодня лепили с вами? (дымковскую лошадку). — Теперь мы наших лошадок просушим, покроем белилами и распишем. Но это уже будет на следующем занятии. Используемая литература:
|