Статья: «Художественное – эстетическое развитие детей, через изготовление поделок из бросового материала» |
Поделки из разных материалов | |||
Автор: Наумова Вера Николаевна, Наумова Марина Валерьевна | |||
27.10.2019 06:15 | |||
Статья: «Художественное – эстетическое развитие детей, через изготовление поделок из бросового материала» Выполнили:
"Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной фантазии". О. Шлосс Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха. Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
Изготовление поделок из бросового материала несомненно способствует развитию творческих способностей у дошкольников. Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.). Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности создаются благоприятные условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Занятия конструированием стимулируют любознательность, развитие образного и пространственного мышления, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д. Изготовление поделок из бросового материала, как нельзя лучше отвечает этой потребности и способствует развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребёнок, овладевая разнообразными способами практических действий, приобретает, так называемую ручную умелость. Работу по развитию творческих способностей следует начинать со знакомства с разными видами бумаги, (картоном, тонкой бумагой, цветной, папиросной, гофрированной, калькой, бархатной, вощёной, глянцевой, конфетными фантиками, картонными рулончиками, оберточной бумагой, салфетками и т.д.) так как это хорошо знакомый детям материал. Бумага легко поддаётся изменению формы. При этом ребенок узнает не только свойства бумаги, но учится согласовывать свои действия и усилия. Чтобы дети испытывали радость от своего труда, этот труд должен быть хорошо организован. Поэтому для изготовления каждой новой поделки следует подбирать пособия, инструменты и материал по комплекту на каждого ребёнка. При работе с бумагой у детей развивается память, внимание, воображение, терпение, эстетическое чувство, цветовое и образное мышление, сосредоточенность, раскрываются творческие способности, чувство композиции, они учатся и очень охотно занимаются изготовлением поделок. Их воодушевление и интерес к работе не ослабевает. Заключение: Конструктивное творчество стимулирует процесс активного познания окружающего мира, кроме того, способствует всестороннему развитию детских способностей. Создание оригинальных поделок — эффективный инструмент для формирования изобретательских интересов. Художественное созидание из бросового материала помогает развить фантазию, творческое воображение, заложить основы экологической культуры и бережного отношения к природным ресурсам. Таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей.
|