Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
Поделки из разных материалов | |||
Автор: Борисова Наталия Ивановна | |||
19.01.2019 13:40 | |||
Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Одной из главных проблем воспитания является всестороннее и гармоническое развитие человека, его способностей, дарований. В этом сложном процессе художественное развитие детей дошкольного возраста представляет собой первую ступень, и происходит оно путём приобщения ребёнка к искусству, разным видам художественной деятельности, среди которых аппликация занимает важное место, являясь видом декоративно- прикладного искусства. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира.
Однако успешность эстетического развития и развития речи детей во многом зависит от характера педагогического руководства этим видом деятельности. Большое значение имеет использование оптимальных методов и приёмов обучения, соответствующих специфике изобразительной деятельности и возрастным особенностям детей. Необходимый путь совершенствования методики руководства детской изобразительной деятельностью — использование игровых приёмов, которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста. Мы полагаем, что применительно к руководству изобразительной деятельностью детей с общим недоразвитием речи необходимость использования игровых приёмов имеет особое основание, заключающееся во взаимосвязях игры, художественного творчества и развития речи. В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовицкая), восприятие (З. М. Богуславская), память (Л. И. Зинченко), внимание (З. М. Истомина), воображение (Г. Д. Луков О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагина), процессы мышления (А. В. Запорожец, Я.З. Неверович), протекают наиболее успешно в игре. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Близость игры и художественной деятельности, как разновидностей творчества, проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, чувства). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это дает основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью с целью активизации воображения и чувств. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке игровых приемов обучения принадлежит Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской, Т.С. Комаровой и т.д. Большое внимание к использованию игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности уделяла Г.Г. Григорьева. По её мнению: «Игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей...». Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д. Широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью художественное слово. Оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Следует отметить большую эффективность одновременного использования на занятии нескольких приемов, например сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми (движение кистью без клея — на бумаге). В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми. Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей, отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность, нормализовать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения работы детьми. Специфика построения занятия определяется психологическими особенностями детей с общим недоразвитием речи — их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-то звенья в работе. Поэтому задание к изобразительной деятельности объясняется не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны научиться понимать из объяснения, что можно выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно начинать и заканчивать и т.д. Как в массовых детских садах, так и в группах для детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н.П. Сакулиной, B.C. Мухиной, Е.А. Флериной. Учить детей в игре — такова основа предложенных Е.А. Флериной игровых упражнений, ведущих к закреплению доступных детям движений руки: вертикальных, горизонтальных, круговых. Они придают нарисованному (наклеенному) предмету движения (машина едет), на основе рисунка (аппликации) с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» Е.А Флерина пишет: «... ребенок ощущает непосредственное качество своей речи, иногда подыскивает слово «получше», замечает, что «складно вышло», подыскав рифму к строке, чувствует свою удачу, и это его радует». Какова же специфика игровых приёмов обучения? Под системой игровых приемов обучения мы понимаем совокупность приемов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации и направленностью на решение дидактических задач), определенным образом классифицированных и включенных в современную методику руководства детской изобразительной деятельностью. С одной стороны, как и всякие приёмы, они должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой стороны, по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать её существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от «настоящей» свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача. Игровая задача в этих приёмах — своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Построим мишке домик» или: «Позовём Петрушку в гости»; «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Иногда педагог ограничивается только постановкой игровой задачи, а затем на занятии идёт обычная учебная работа. Получается, что детям «пообещали» игру, но игра не состоялась. Произошло это потому, что в таком игровом приёме не оказалось самого главного — игровых действий, через которые осуществляется любая игра. Поэтому игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приёмов обучения. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки, «сажают» в них зайчиков, «плывут» по реке, «выбираются» на берег. Лодки с «кривыми парусами» могут перевернуться, в них «зайцы не хотят садиться». Дети «ремонтируют» такие лодки и т.п. В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии событиями, когда у них есть определённый запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Таким образом, игровые приёмы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Воспитателю надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии носит поверхностный сиюминутный характер, определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации. При разработке игровых приёмов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приёмы надуманны, неестественны. Игровой приём будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если же в игровых приёмах используются игрушки (заместители), изображающие неодушевлённые предметы, следует знать особенности их использования в реальных ситуациях. Таким образом, в каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия. Их содержание придумывается педагогом, но обязательно с учётом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребёнок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно. Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Печально, когда воспитатель торопливо и сухо произносит: «Дети, к нам пришёл мишка (при этом она приносит его из-за двери). У него будут гости. Он хочет, чтобы мы приготовили ему угощение». Этим игровой приём исчерпан. В результате теряется не только игровая суть, но искажается нравственный смысл ситуации. Для детей с общим недоразвитием речи наиболее актуально проведение совместно-индивидуальной деятельности в небольшой группе. Каждый ребенок — участник деятельности, выполняет свою, порученную ему часть общей работы индивидуально и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Согласованность действий участников работы осуществляется в ее начале — на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результат. На подгрупповых занятиях в отличие от фронтальных каждый ребенок имеет больше возможностей для речевых высказываний. Правильное руководство изобразительной деятельностью детей с общим недоразвитием речи может быть осуществлено только в результате изучения и знания возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий совершенно необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к аппликации, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. Занятия по изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации, предоставляют большие возможности к осуществлению индивидуального подхода. Воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками. В результате выше изложенного можно сделать следующие выводы:
|