Народная тряпичная кукла: лоскутная история |
Поделки из разных материалов | |||
Автор: Евлахова Елена | |||
24.05.2015 15:56 | |||
Народная тряпичная кукла: лоскутная история Автор: Евлахова Елена, воспитатель старшей компенсирующей группы детского сада г. Москвы До середины XX века и городская, и деревенская детвора играла тряпичными куклами. С появлением пластмассы, в начале 1960-х годов, промышленные предприятия наладили производство, и пластмассовые игрушки заполонили прилавки магазинов по всему миру. Традиция создавать домашнюю куклу фактически угасла, однако, она не исчезла совсем. Хочу поделиться Своим опытом о сохранении этого «дара рукотворного», а также о своих формах работы с детьми моей группы.
Организовывая работу в нашем детском саду, я стараюсь сделать так, чтобы группа, куда ежедневно приводят детей, была не только местом, где ребенок проводит время, пока его родители заняты. Я пытаюсь создать здесь островок доброты и нравственности, творчества и ощущения душевного тыла. В своей работе я стараюсь находить всё новые формы как коллективной, так и индивидуальной работы. Так, например, немаловажную роль я отвожу знакомству с русскими традициями: провожу фольклорные досуги, инсценировки народных обрядов. Доброй традицией в нашем детском саду стали встречи Масленицы, празднование прихода весны, а также прощание на Кузьминках с осенью и веселые гуляния в зимние праздники. Дар рукотворный Одним из новых и интересных для меня направлений в работе – это давняя русская традиция: изготовление «прабабушки» сегодняшних игрушек – тряпичной куклы. Поначалу создание лоскутной куклы заинтересовала меня, как вид одного из народных промыслов. На основе собранных материалов мною была подготовлена презентация «Народная тряпичная кукла», которая позволяет создать представление о существовавших в народной среде игрушках: игровые, обрядовые, куклы-обереги. Так дети с интересом узнали, что наши предки создавали множество оберегов на сохранение благополучия в семье. К примеру, кукла на ложке, круглая сторона которой служит игрушке лицом. Считалось, если ложка с полой стороной заполнена, в семье будет достаток. Основываясь на собственном опыте, я убедилась: собранный мною материал даёт уникальную возможность прикоснуться к народным традициям, а выставка – востребована и актуальна как для детей, так и для взрослых. На этом ознакомление с народными традициями не закончилось. У меня появилось желание отвлечь детей от привычных для них импортных машинок, роботов, кукол Барби и т.п., открыв для них волшебный мир исконно русской народной игрушки. Готовясь к весенним праздникам, ребята познакомились с циклом «Весенне-летние праздники на Руси». Они узнали, как наши предки «закликали» весну, обязательным атрибутом которого являлись куклы – Птичка-Радость и Веснянка. Ознакомившись с изготовлением куклы, дети смастерили поделки своими руками. Работа доставила ребятам огромное удовольствие. Сделав своих кукол, дети украсили растущую под окном березу и, как наши предки, «закликали» весну. Также мною был проведен мастер-класс, по изготовлению куклы «Пасхальный заяц». Цель мастер-класса: познание, сохранение истории русского быта с помощью народной куклы. Яркий и интересный урок позволил показать историческую ценность тряпичной куклы, и подтолкнул ребят к изготовлению их собственноручно. Народной игрушке не подвластно время: она по-прежнему находит отклик в сердцах детей и взрослых. Именно народная игрушка напоминает нам о нашей богатой истории, связывает нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та старина, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего». Поэтому, по моему глубокому убеждению, в наше время следует воспитывать в детях, да и в каждом из нас бережное отношение к культуре нашего народа.
|