Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Витман Марина | |||
19.04.2021 15:43 | |||
Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребёнка, необходима работа по развитию мелкой моторики. Пластилинография стала настоящей находкой в моей работе с дошкольниками. Что же такое пластилинография?
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины, где изображаются полуобъёмные предметы на горизонтальных или вертикальных поверхностях. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит в творчество детей определённую новизну, делает его более интересным и увлекательным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев». ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – ЭТО ИНТЕРЕСНО! Изобразительное искусство своей многогранностью помогает детям найти свой путь в процессе духовного развития, и потому – это прекрасный вариант деятельности для детей в любом возрасте. Процесс приобщения детей к изобразительному искусству сегодня актуален, так как воспитывает усидчивость у детей, развивает мелкую моторику рук и творческие способности. Создание собственными руками фигурок или картин из пластилина – для детей интересное занятие, потому что этот творческий процесс приносит невероятное удовольствие, побуждает к дальнейшему развитию. Для них каждая частица пластилинового состава становится в итоге мазками картины. Само понятие пластилинографии имеет два корня по смыслу:
Такая техника предоставляет достаточно широкие возможности развитию пальцев рук, а также возможность развивать фантазии детей. Немаловажным фактором во время работы с детьми является выбор материалов для творчества. Пластилин в этом случае подбирать нужно чистых цветов, достаточно мягкий и такой, чтобы не лип к рукам. При этом материал должен быть абсолютно нетоксичным. В качестве основы в своей работе я использую плотный картон без глянцевой поверхности – к нему пластилин прилипает хорошо, и такая основа обеспечивает отличный уровень жёсткости. Формы для изображения нужно выбирать простые и знакомые детям. Основными элементами для создания композиции чаще всего являются шар, конус, цилиндр и жгут, поскольку более сложные формы детям не всегда легко воспроизвести. Во время работы предлагается образец изображаемого предмета, чтобы дети могли наглядно оценивать его. Также перед началом работы проводится с детьми оценка формы и цвета предмета, определяя основные детали композиции. Показ приёмов лепки чёткий и точный. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое действие обозначается словом. Затем дети самостоятельно приступают к практической деятельности. Не надо слишком много помогать ребёнку, так как это приводит к неверию в свои силы, приучает к постоянному ожиданию помощи, ни в коем случае не следует поправлять уже законченные детские работы. Дети и сами относятся к таким факторам отрицательно. Не следует стремиться к особой развлекательности во время лепки – это и без того очень интересный вид деятельности, требующий от них большой деловитости и сосредоточенности. В конце занятия проводится анализ детских работ – необходимо привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь понять достижения и ошибки в изготовлении. Работа с детьми в моей группе проходит в совместной деятельности (индивидуальной, подгрупповой, групповой) во время кружка «Я леплю из пластилина» с применением различных форм организации:
За 2 года «рисование пластилином» оказало благоприятное влияние на развитие не только художественно-творческих способностей детей, но и на развитие речи, подготовило их руки к рисованию и письму. Таким образом, пластилинография является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач: способствует развитию логики, пространственного мышления, памяти, дифференцированных движений пальчиков и кистей рук, развивает согласованность и точность движений, оказывает положительное успокаивающее действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций. Творческий ребёнок – это «красивый» ребёнок, это «свободный ребёнок», это «уверенный» ребёнок, умеющий воспринимать, созидать, чувствовать окружающую красоту, способный создавать её по-своему и с радостью нести людям! ФОТОГАЛЕРЕЯ «ЧУДЕСА ИЗ ПЛАСТИЛИНА»
|