Декоративная аппликация с элементами плетения из бумажных полос Открытка для мамы «Букет цветов в корзинке» Цель: Совершенствовать технику аппликации. Закреплять умения детей создавать формы как основу будущей композиции. Задачи: -закреплять умение резать ножницами по прямой, не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии сгиба; резать по сгибам, по диагонали, закругляя края; переплетать бумажные полоски, имитируя строение корзинки; совершенствовать технику вырезания цветов из бумажных квадратов, сложенных дважды и в несколько раз по диагонали и составлять с ними одноцветные (монохромные) и многоцветные (полихромные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга; показать варианты лепестков (округлые, заострённые, с зубчиками, из конусов); закрепить и повторить навыки многослойного вырезания и вырезания по трафарету; закреплять умение пользоваться линейкой, знание геометрических фигур и счёта; -развивать композиционные умения – создавать из цветов разной формы и расцветки «букет в плетёной корзине»; развивать мелкую моторику пальцев рук. - воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Материалы, инструменты, оборудование: Цветной картон для фона открытки, цветная бумага, готовые бумажные формы – цветные квадраты и прямоугольники разной величины и расцветки, цветные бумажные ленты, силуэтный элемент корзинки; разноцветные бумажные полоски шириной 1 см и длиной 7 см для корзинки и тонкие зелёные полоски для цветочных стеблей; ножницы, простые карандаши, фломастеры, трафареты с геометрическими фигурами, линейки, бумажные и тканевые салфетки, клей, клеёнки. Содержание изодеятельности. 1.Анализ образца Воспитатель показывает детям готовую работу – образец, подготовленный к занятию. Спрашивает, каким образом выполнена композиция. Просит детей проанализировать, из каких этапов будет складываться план работы над поделкой – открыткой для мамы. Дети приходят к выводу, что вначале нужно создать «плетёную» корзинку и разместить её на выбранном для открытки фоне; потом вырезать «лепестки» цветов разной формы (как солнышко, звёздочки, «ёжики», с зубчиками и без); вспоминают способы симметричного вырезания цветов путём сложения бумажного квадрата вдвое, вчетверо и по диагонали; а после - наклеивание стеблей над корзиной и размещение на них созданных цветов и вырезанных листьев разной формы, учитывая их расцветки, размеры, воплощая задуманную композицию. 2. Создание корзинки для цветов с элементами плетения Воспитатель напоминает и показывает детям, как делать прорези на корзинке, чтобы затем вплести в них подготовленные цветные полоски: - Складываем заготовку для корзинки пополам, отмеряем линейкой с трёх сторон (исключая линию сгиба) по одному сантиметру; вертикально откладываем, начиная сверху, по одному сантиметру до «дна» корзинки, проводим горизонтальные линии по точкам с помощью линейки, по которым потом и делаем надрезы. Сверху начинаем симметрично вплетать, начиная с боков корзинки, цветные полоски бумаги. На выбранном детьми цветном листе картона, вертикально расположенном, на расстоянии в один сантиметр от нижнего края, приклеиваем заготовку корзинки для цветов, намазывая клей по трём сторонам внутренней стороне поделки, исключая её верхний край. 3. Изготовление цветов - На этом этапе работы вырезаем лепестки и конструируем цветы. Указываю на определённый цветок на образце, обсуждаем с детьми процесс его изготовления. Объясняю, напоминаю и показываю детям ход работы над ним. Ранее дети практиковались в изготовлении пятилепестковых, шестилепестковых и восьмилепестковых цветов. * Складывая квадрат по диагонали, потом пополам и ещё раз пополам, рисуем один лепесток и вырезаем по контуру. Раскрываем форму и получаем восьмилепестковый цветок. * Для изготовления пятилепесткового цветка складываем квадрат по диагонали – косынкой , намечаем линии сгиба уголков «косынки», загибаем их, накладывая друг на друга, складываем заготовку пополам и срезаем, закругляя, уголок. Получаем шестилепестковый цветок. * Работу над пятилепестковым цветком начинаем тоже с «косынки» и накладывания уголка на уголок. Затем рисуем половинку лепестка по контуру и вырезаем. Получаем пятилепестковый цветок. Используя многослойное вырезание, - складывая цветные ленты «гармошкой», - получаем сразу несколько цветочных венчиков. Склеиваем их серединками, накладывая друг на друга, - получаем объёмный цветок. 4. Овладение новой технологией создания цветов Предлагаю детям научиться создавать и цветы, представленные на образце, по новой для них технологии. 1) На белом картоне по линейке - трафарету с геометрическими фигурами вырезаем круг 3-4 см. Из прямоугольной заготовки белого цвета нарезаем полоски размером 1 х 6 см. склеиваем из них лепестки-конусы и наклеиваем их сначала на внешнюю окружность кружка из белого картона, затем заполняем конусами по окружности всю его поверхность. 2) Нарезаем по трафарету, используя многослойное вырезание, из жёлтой полоски бумаги 4-5 кругов диаметром 4 см. Склеиваем их в центре между собой и делаем надрезы по внешнему краю. Распушаем серединку и наклеиваем заготовку в центр белого круга. Таким же образом можно нарезать 3 круга, например, из красной бумаги, диаметром 3 см, потом 3 круга диаметром 2 см, и 3 круга диаметром 2,5 см. Склеить стопочку кругов вместе по центру, а затем сделать надрезы по внешнему краю и приклеить круги в порядке уменьшения, распушить. 3) Для изготовления второго цветка из жёлтой бумаги 5 кругов диаметром 5 см. Складываем два круга дважды пополам и наклеиваем на круг, сложенный один раз пополам. Получившуюся заготовку наклеиваем на круг из картона диаметром 5 см. Оставшийся круг складываем 2 раза и присоединяем на свободное место к уже приклеенным лепесткам. Осторожно приподнимаем получившиеся лепестки, используя остриё карандаша. 5. Изготовление листьев и стебельков На втором занятии из отдельных прямоугольников или полос, (опять используя метод «гармошки»), зелёной бумаги разных оттенков вырезаем листья и стебельки цветов: овальный (как огурчик), заострённый (как «морковку»), трилистник, с «зубчиками», с «лопастями». Сложные листики вырезаем по предварительно прорисованному карандашом контуру. В заключении, на выбранном детьми цветном листе картона, где уже ранее была приклеена корзинка для цветов, размещаем композицию из стеблей, цветов и листьев. Обсуждаем полученную композицию, а потом закрепляем её клеем. На готовой поделке дети, используя фломастеры, прорисовывают прожилки на листочках и тычинки внутри цветочных венчиках. При подготовке к проведению занятия использовались следующие пособия: 1. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная к школе группа). М. 2011г. 2. И.А. Лыкова «Аппликации из бумаги. Цветы.» М. 2006г. 3. Н. Васина «Волшебный картон». М.2013г.
|