Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста |
Поделки из бумаги | |||
Автор: Шустко Ирина Васильевна | |||
21.10.2016 16:52 | |||
Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики Методическая разработка из опыта работы воспитателя Шустко Ирины Васильевны Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. об аппликации: В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, Значение обучения аппликации
Гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации. Задачи:
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно – творческая деятельность. Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте. Глава I. Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста 1. Понятие художественного творчества Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. творчества является новизна его результата «Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения». Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. «Творчество является постоянным спутником детского развития». В.В. Давыдов «Воображение и творчество в детском возрасте» 2. Особенности художественного творчества дошкольников Творчество дошкольника имеет свои особенности. Первая важная особенность детского творчества — Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е. А. Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна Вторая особенность детского творчества — процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, конечного Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.) значение. Деятельность ребенка отличается подчас результата гораздо (А. большее, Запорожец, чем от Н достижения Поддьяков В. Н.., В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, В.Т. Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О. М. Дьяченко, 3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль, в общем, и творческом развитии ребенка. Условий проявления творчества в художественной деятельности -организация интересной содержательной жизни ребенка:
Изо-студия детского сада Задачи обучения:
Изобразительная деятельность Сенсорное является воспитания, развитие чувственного Сенсорное целенаправленное ощущений которых и начинается познание окружающего мира. воспитание умственного обеспечивает обогащение опыта воспитание развитие восприятий, основой и ребенка. — это и с Глава II. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста
Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии. В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой — мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты. Аппликации уделяли внимание известные зарубежных стран. Интересны и своеобразны французского Матисса. Главную роль играет цвет. Матисс считал, поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов воздействия на чувства зрителей. художники аппликации живописца Анри что цвета должны обладают силой В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы декоративности цвета как такового. Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная символический «Судьба», воспоминание об острове Гаити. выразить и сущность богатства работ: шапочка» — Волк образ Издавна Украине, узорчатые бумажные вырезки — «вытинанки». Это простые украшения, цветной имеют грамматические Наиболее вырезания бумаги пополам. Из бумаги, сложенной вырезали птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, — хороводы. славились в на Белоруссии вырезанные бумаги, четкие, из которые чисто формы. способ складывание простой — пополам, деревья, вазы, Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка. Из сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках. бумаги создавались даже картины с незамысловатыми Яркие, различные цветов пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это направления декоративно — прикладного искусства. праздничные композиции вазах, аппликации декоративных золотистые в колосья Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно — тематическая и декоративная аппликация. содержания. В зависимости от этого принято В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цветам грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т.д. По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной предметы, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке). к отличающиеся школе разнообразием группах дети могут формы, изобразить строения, Сюжетно — тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом ( «Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи: вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие); — выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно — тематических аппликаций. Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами. занятиях ребенок учится стилизовать декоративно 3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
4. Материалы и оборудование по аппликации Наиболее интересной и доступной для детей аппликация из бумаги ярких расцветок. дошкольного возраста является Сам обработки активность овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского вид материала, стимулируют ребенка, простота творческую позволяют его легко сада в соответствии с программными аппликации специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, задачами необходимо обучения иметь подставку для кисточки, подстилку для намазывания обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка). фигур, коробочку для
Сувениры из соломы — приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки. Даже справляются с предметной аппликацией из соломки. подготовительной к школе группы довольно легко 3. Аппликация из засушенных растений В аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя — деревья. Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе. настоящие время широкую популярность приобрела трудолюбие, художественный вкус. Какую 4. Аппликация из тополиного пуха. 5. Многослойна аппликация путем наклеивания 5. Объемная аппликация из мятой бумаги 6. Обрывная аппликация 5. Коллаж (от фр. Со11аgе — приклеивание, наклейка) Техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую — либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.). Причем художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника. художник может комбинировать разнообразные 4. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи. Задачи: 1) воспитания. • Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, аппликации. • Формировать действия в определенной ситуации. • Научить выделять главное из общего потока информации. Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач. Повысить эффективность художественно-эстетического умение использовать накопленный опыт для 5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией Констатирующий эксперимент Цель: старшего занимательного содержания и нетрадиционной техники. Выявить дошкольного уровень возраста творческого с потенциала помощью детей применения Занятие на тему: «Цыплята на лугу». Задачи: смешанной манной крупы, аппликация из бросового материала, живопись. •Формировать изобразительными технологии. •Развивать творчество и фантазию, образное мышление. •Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам. •Познакомить детей со техникой: аппликация из умение материалами, пользоваться соблюдая различными определенные Итоги констатирующего эксперимента: ходе проявили интерес содержанию, нетрадиционному материалу. У детей достаточно выполнения нетрадиционных дети не умеют пользоваться их возможностями. В работах не отражаются творчества самостоятельность, так как дети действовали воспитателя. В занятия дети прослеживается низкий работы материалов, уровень из проявление и по образу Формирующий эксперимент Цель: Развивать у детей фантазию и творчество средствами занятий занимательного характера. Формировать интерес к использованию нетрадиционных технологий Воспитывать конечному результату. эстетический вкус, интерес к качественному Занятие 1. «Море волнуется» (использование цветного скотча). Задачи: •Познакомить детей со скотчем: аппликация из скотча. •Формировать умение соблюдая определенные технологии. •Развивать творчество и фантазию, образное мышление. •Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам. пользоваться скотчем разных цветов, Занятие 2. «У барашка теплая шубка» (использование хлопкового волокна – ваты). Задачи: •Познакомить детей с объемной аппликацией: аппликация из ваты. •Формировать умение пользоваться ватой (скручивать ее на карандаш колечками), соблюдая определенные технологии. •Развивать творчество и фантазию, образное мышление. •Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам. Занятие 3. «Необитаемый остров» (использование цветного скотча, техника коллажа). Задачи: • детей аппликация из скотча. • пользоваться скотчем разных цветов, определенные технологии. • фантазию, мышление. • нетрадиционным техникам. Продолжать с знакомить скотчем цветным: Формировать умение соблюдая Развивать творчество образное и Воспитывать интерес к Итоговый или контрольный эксперимент. Цель: старшего занимательного содержания и нетрадиционной аппликативной техники. Выявить дошкольного уровень возраста творческого с потенциала помощью детей применения ЛИТЕРАТУРА
|