Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Хлебунова Адиля Фаритовна | |||
09.04.2015 07:35 | |||
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой Сентябрь Задачи:
свойствах; почве — состав, влажность почвы. 4. Конкретизировать представления
об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособления к среде, к сезонным изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения потребностей). Опытническая работа: 1. Песок - Форма песчинок. Цель: показать, что песчинки имеют определённую форму. - Песчаный конус. Цель: показать, что песок может двигаться. 2. Вода - Свойства воды (текучесть, запах, вкус, прозрачность, бесцветность). Цель: познакомить со свойствами воды. - Способность воды отражать окружающие предметы. Цель: доказать, что вода обладает отражающими свойствами. 3. Воздух -Воздух нам необходим. Цель: показать, что воздух необходим всем живым организмам Речевые логические задачи - "Разноцветные кораблики" - "У речки" Игры на классификацию объектов "Кому что нужно?" Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий. "Что в круге" Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом. "Все в мире перепуталось" Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре. «Волшебная дорожка» Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки. «Кто где живет» Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы. "Четвертый лишний" Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку. «Летает, плавает, бегает» Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов. Тренинги: «В гости к королеве Природы», «В гости к королеве Изобретений» Самостоятельная деятельность детей ИЗО: предложить детям бумагу разных цветов для изображения осенних изменений в природе. В уголок самостоятельной художественной деятельности поместить трафареты овощей, фруктов, грибов. Книжный уголок: подобрать художественную литературу с осенней тематикой. Поместить иллюстрации с изображением насекомых. Уголок природы: - Поместить альбом, иллюстрации с изображением осени. Природный материал для изготовления поделок. - Оформление альбома «Времена года» (сентябрь) Беседы: - "Что помогает цветам расти". - "Для чего человеку воздух?" - «Для чего человеку чистая вода?» - "Почему идет дождь?" - "Куда и почему улетают птицы" - "Как отличить живой организм от неживого?" Труд в природе: - Сбор семян дикорастущих трав (для подкормки птиц) - Заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций) - Уборка листьев - Рыхление земли у деревьев. - Обрезка кустарника. Посадка овса для кормления животных уголка природы. Чтение художественной литературы: Е. Трутнева "Грибы" В. Бианки "Опять лето" Н. Павлова "Осенью" И. Бунин "Листопад" В. Бианки "Готовятся к зиме " Н. Павлова "Поехали!" В. Сухомлинский "Старый пес" Л. Толстой "Белка и волк" К. Ушинский "Гусь и журавль" Т.А. Шорыгина "Сказка о кривой уточке" Т.А. Шорыгина "Муха" Т.А. Шорыгина "Божья коровка" Наблюдения в природе:
высота стояния солнца, изменения температуры, первые заморозки, туман, роса, небо (луна, звезды, солнце, облака);
листьев. Растения однолетние и многолетние;
-труд дворника, садовника. Октябрь Задачи:
домашних животных. 4. Сформировать представление о внешнем строении человека, его основных жизненных функциях (питание, дыхание, движение, труд). — Опытническая работа: 1. Вода - Куда делась вода? Цель: подвести детей к выводу о том, что вода испаряется, скорость испарения зависит от температуры. - Водяная мельница Цель: показать, что вода обладает силой. 2. Воздух - Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха) Цель: познакомить со свойствами воздуха. - Речевые логические задачи: - "О чем рассказал ёжик" - "По грибы". Работа с родителями: - Озеленение группы. - Оформление выставки " Палитры осени". Самостоятельная деятельность детей: ИЗО: выложить природный материал для свободного творчества. Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. Поместить трафареты одежды людей, грибов, листьев деревьев. Книжный уголок: Подобрать художественную литературу о природных явлениях, деревьях, кустарниках, травах. Выложить иллюстрации с изображением домашних животных. Уголок природы Альбом «Времена года» (октябрь, ноябрь). Игры на классификацию Тренинг «В гости к королеве Живой природы» «Ты мой кусочек» Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта. «Разведчики» Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта. «Я знаю» Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп. "Что в круге" Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом. «Поможем Золушке» Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам. «Аукцион слов» Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп. «Волшебная дорожка» Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки. «Выбери нужное» Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку. Беседы: - "Что было сначала, что потом" (развитие растений). - "Откуда взялся ветер". - "Как образуются облака?" - "Зачем человеку глаза и уши?" - "Как человек заботится о домашних животных?" - "Чем полезны овощи, фрукты, ягоды". Труд в природе: - Заготовка веток, листьев, плодов для игр. - Окапывание деревьев и кустарников. - Уборка сухих веток, листьев деревьев и кустарников. - Уборка участка. - Сбор семян дикорастущих трав. - Уход за комнатными растениями. Чтение художественной литературы: - С. Воронин "Моя береза" (осенью). - В. Бианки "Прощальная песенка" - В. Бианки "Белкина сушильня " - Л. Чудинова"Сенокосец" - Т.А. Шорыгина "Муравей" - Т.А. Шорыгина "Свиристель" - М. Пришвин "Лисичкин хлеб" - И. Бунин "Листопад" - Е. Чарушин "Курочка" - В. Бианки "Музыкант" - Л. Толстой "Волк и собака" - Фольклор: загадки, пословицы, поговорки, песенки — потешки об осени. - Энциклопедические рассказы о неживых объектах природы. Наблюдения в природе:
кошки). Ноябрь Задачи: 1. Продолжать формировать понятия осени как времени года (сильное похолодание, дальнейшее сокращение светового дня, осадки в форме снега). 2. Дать представление о температуре воздуха и её изменчивости. 3. Дать представление об основных группах растений (дерево, куст, трава). Сравнить состояние лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Отличить особенность жизни диких зверей и птиц осенью. 4. Уточнить представление о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие). 5. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Опытническая работа: 1. Вода – Свойства пара. Цель: показать, что пар тёплый, лёгкий, его трудно удержать, он не имеет формы. 2. Воздух - Как его обнаружить? Цель: показать один из способов обнаружения воздуха. -Почему надулся шар? Цель: показать, что воздух занимает всё свободное пространство - Определи температуру. Цель: показать детям, что воздух имеет определённую температуру, и она может меняться. Это зависит от времени, места измерения. Речевые логические задачи: - "Кто обедал в птичьей столовой?" - "Кто где зимует?" Работа с родителями Консультация «Как познакомить дошкольника с предметным миром». Анкетирование родителей на тему: «Знакомство дошкольников с окружающим миром в семье». Самостоятельная деятельность детей: ИЗО: выложить природный материал для рисования нетрадиционным способом; приготовить краски для игры «Поиграй с цветом». Книжный уголок: подобрать иллюстрации с изображением растений, растущих в разных природных зонах; книги о деревьях, кустарниках, птицах. Игры на классификацию Тренинг: «В гости к королеве Природы», «В гости к королеве неживой природы» «Кто где живет» Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы. «Летает, плавает, бегает» Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов «Репка» Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы. "Все в мире перепуталось" Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре. "Колпачок" Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия «Разведчики» Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта. «Кто делает так же?» Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям "Отвечай быстро" Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам. "Я еду на Север" Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения. «Купец» Цель: учить описывать свойства и признаки объектов, узнавать объект по описанию. Беседы - "Что ты заметил по дороге в д/сад?" (солнце встает поздно). - "Нужно ли человеку готовиться к зиме?" - "Почему птицы улетают в теплые края?" - "Как мы помогаем комнатным растениям?" - "Почему происходит листопад?" Труд в природе: - Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. - Расчистка дорожек от снега. - Утепление молодых деревьев. - Помощь малышам в уборке территории. - Подкормка птиц на участке. - Уход за комнатными растениями. - Помощь няне в утеплении окон. Чтение художественной литературы: - В. Бианки "Запасы овощей" - В. Бианки "Готовятся к зиме" - Т.А. Шорыгина "Белка" - Т.А. Шорыгина "Ёж" - Т.А. Шорыгина "Осина", "Сосна" - Н. Павлова "Опенки" - К. Ушинский "Умой обождать" - В. Сухомлинский "Птичья кладовая" - Викторина на тему: "Деревья". Наблюдения в природе:
- наблюдение за лиственными и хвойными деревьями, кустарниками.
- Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Декабрь Задачи:
насекомых). 4. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности, приспособления к среде, признаки хорошего состояния) (дикие звери) 5. Сформировать представление о наземной, воздушной и водной среде обитания. Опытническая работа: 1. Снег - Зависимость свойств снега от температуры воздуха. Цель: подвести к пониманию зависимости свойств снега от температуры. 2. Вода - Переход из одного состояния в другое. Цель: показать, что при определённых условиях вода переходит из одного состояния в другое и обратно. 3. Воздух - Где теплее? Цель: подвести детей к выводу, что холодный воздух тяжелее тёплого. -Расширение и сжатие воздуха. Цель: показать, что воздух сжимается и расширяется в зависимости от температуры. 4. Лёд - Испарение льда. Цель: показать переход твёрдого вещества в газообразное. 5. Растения - Посадка лука. Цель: подвести детей к выводу, что для нормального роста и развития растений необходимы свет, вода, тепло, питание. Работа с родителями: Оформление стенгазеты «Хочу всё знать» Самостоятельная деятельность детей: ИЗО: предложить бумагу и ножницы для вырезания снежинок; трафареты диких животных, рыб; тонированную бумагу, пластилин. Книжный уголок: подобрать литературу о диких животных и обитателях воды, открытки с их изображением. Настольные игры на классификацию объектов окружающего мира. Уголок природы Альбом «Времена года» (декабрь, январь). Игры на классификацию «Кто где живёт» Цель: «Что это такое?» Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам. «Кто больше назовёт» Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп. "Кому что нужно?" Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий. «Был. Есть. Будет» Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем. «Я еду в деревню» Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение. «Разведчики» Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта. «Кто делает так же?» Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям «Рыбы – птицы – звери» Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия «Аукцион слов» Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп. Беседы: - "Что я видел по дороге в д/сад?" (изменения в природе). - "Мои органы зрения". - "Что мы знаем о рыбе?" - "Что нужно растениям?" - "Где найти медведя зимой?" - "У воды, на воде, в воде" Труд в природе: - Уборка участка после снегопада. - Изготовление и вывешивание замороженных и цветных льдинок. - Устройство горок для кукол. - Сооружение построек из снега. - Поливка водой построек и дорожек. - Подкормка птиц. Чтение художественной литературы: - В. Бианки "Приспособился" - В. Бианки "Прячутся..." - Т.А. Шорыгина "Ель" - Т.А. Шорыгина "Прогулка в лес" – - Е. Чарушин "Заяц" - Е. Чарушин "Что за зверь" - А. Клыков "Зимой под водой" - Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Воробей" - Т.А. Шорыгина "Лиса — мышкует" - Т.А. Шорыгина "Волк зимой" - Викторина "Дикие животные" -Энциклопедия «Всё обо всём» «Привычные вещи» Речевые логические задачи: - "Что бабушка рассказала Саше?" - "Кто обедал в птичьей столовой?" (2) Наблюдения в природе: - наблюдение за небом (темные тучи, солнце пробивается редко, солнце рано прячется, день короткий);
- наблюдение «Куда делась вода из аквариума?»
- продолжить наблюдение за домашними животными. Январь Задачи:
Опытническая работа: 1. . Снег - Защитные свойства снега. Цель: показать, что снег обладает защитными свойствами. 2. Вода -Замерзание пара на металлических предметах Цель: показать, что при замерзании пара образуется иней, который оседает на ветках деревьев, стёклах автобусов, металлических предметах. 3. Воздух -Опыт с открытой дверью и свечой. Цель: показать, как образуется ветер в природе. - Тема: «Как человек использует воздух для защиты от холода» Цель: объяснить детям, почему мы выбираем просторную обувь для зимы; почему зимой одевают несколько слоёв одежды и почему мех «греет» лучше. 4. Лёд - Свойства льда (бесцветность, прозрачность, гладкость, температура льда, прочность). Цель: познакомить со свойствами льда. 5. Магнит -Знакомство с магнитом. Цель: познакомить со свойствами магнита. - Сила магнита. Цель: доказать, что магнит обладает силой. Самостоятельная деятельность детей: ИЗО: предложить бумагу и ножницы для силуэтного вырезания животных; трафареты животных, человека. Книжка раскраска. Книжный уголок: разложить книги Е. Чарушина, К.Ушинского, литературу о временах года. Игры на классификацию "Что в круге" Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом. «Волшебная дорожка» Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки. «Я знаю» Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп. «Выбери нужное» Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку. «Репка» Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы. "Четвертый лишний" Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку. «Цепочка» Цель: учить подбирать и называть признаки объектов. "Кому что нужно?" Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий. «Поможем Золушке» Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам. "Я еду на Север" Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения Беседы: - «Как образуется ветер» - "Гололед". - "Как зимуют дикие звери?" - "Труд людей зимой". - "Зимующие и перелётные птицы". - "Почему не тает снег?" - "Чем иней отличается от снега?" - "Правила поведения в лесу». Труд в природе: - Помощь дворнику в уборке участка от снега. - Укрывание снегом корней деревьев. - Украшение елки цветными льдинками. - Сооружение построек из снега. - Уборка снега на участке малышей. - Изготовление кормушек для птиц. Чтение художественной литературы:
- В. Архангельский "Летят снежинки"
- Л.Толстой "Зайцы"
- Т.А. Шорыгина "Рябина, зимний лес". - В. Бианки "Синичкин календарь" Январь.
- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Синица" Речевые логические задачи:
- «Логические задачи» Наблюдения в природе:
- наблюдение за следами, которые оставили птицы, звери на снегу. Февраль Задачи: 1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (снегопад, сугробы, метель, вьюга, позёмка). 2. Установить связь между особенностями внешнего вида, поведением птиц и условиями зимнего сезона. 3. Воспитывать исследовательский интерес в природе путем создания проблемных ситуаций. 4. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Игры на классификацию "Все в мире перепуталось" Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре. "Отвечай быстро" Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам. «Летает, плавает, бегает» Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов. «Кто где живет» Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы. «Аукцион слов» Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп. «Цепочка» Цель: учить подбирать и называть признаки объектов. «Был. Есть. Будет» Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем. «Ты мой кусочек» Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта. Речевые логические задачи: - "Где снежинки?" - "Птичья столовая". Работа с родителями: - Папку — передвижка на тему: "Неизведанное — рядом!". - Домашнее задание "Я — волшебник" (изобразить опыт, проведенный дома с ребенком). Опытническая работа 1. Магнит - «Намагниченная скрепка» - «Действие магнита через воду и стекло» 2. Воздух - Загрязнение воздуха. Цель: показать детям, что городской воздух загрязнён. - Перемещение воздуха. Цель: показать, что воздух легко перемещается. 3. Лёд - Твёрдое тело. Цель: подвести детей к выводу, что лёд обладает свойствами твёрдого тела. 4. Снег - Что тяжелее, снег или песок? Цель: показать детям, что песок (почва) тяжелее снега. Беседы: - "Почему зимой грустят птицы?". - "Почему человек ухаживает за птицами?" - "Для чего человек убирает снег зимой?". - "Живые ли растения зимой?". - "Чистый воздух. Для чего он нужен?" Труд в природе: - Подкормка птиц. - Разбрасывание песка на скользкие дорожки (помощь дворнику). - Сооружение построек из снега. - Украшение их цветными льдинками. - Встряхивание снега с кустов и деревьев. Наблюдения в природе:
вечером);
- наблюдение за следами птиц, оставленных на снегу. Чтение художественной литературы: - И. Акимушкин "Жил был медведь" - Г. Скребицкий "На лесной полянке" (зима) - Г. Скребицкий "Маленький лесовод" - Н. Павлова "Белые шубки" - В. Бианки "Синичкин календарь" (февраль) - Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Ворона" - С. Воронин "Моя береза" (зимой). - фольклор: стихотворения загадки, песенки — потешки о птицах. - Энциклопедия «Привычные вещи». Самостоятельная деятельность детей: ИЗО: предложить трафареты птиц, силуэты птиц для вырезания и дальнейшего наклеивания на рисунки. Разнообразить материал для нетрадиционного рисования. Книжный уголок: Подобрать литературу о птицах, изображения птиц. Книжки — раскраски. Уголок природы: Поместить иллюстрации с изображением зимних явлений: метели, вьюги; поземки; зимующих птиц. - Оформить альбом «Времена года» (февраль, март). Март Задачи
диких зверей, насекомых. 4. Расширить представление о живородящих рыбах, условиях их размножения. Воспитывать интерес и бережное отношение к просыпающейся природе. Опытническая работа: 1. Вода - Животворное свойство воды. Цель: показать важное свойство воды давать жизнь живым организмам. 2. Воздух - Живая змейка (Ветер в комнате) Цель: подвести детей к выводу, что воздух, нагреваясь, поднимается вверх. - Тема: «Холодный и горячий воздух имеют разные свойства». Цель: познакомить детей с умением воздуха сжиматься и расширяться. 3. Растения: - Необходимость тепла для распускания срезанных веток. - Посадка семян. - Влияние прополки на рост и развитие растений. Речевые логические задачи: - "Волшебные льдинки" - "Первые цветы". Работа с родителями: - Консультация «Как сделать интересной детскую прогулку» - Выпуск минигазеты «Окружающий нас мир». Самостоятельная деятельность детей: ИЗО: предложить книжки — раскраски весенней тематики. Книжный уголок: Подобрать литературу с весенней тематикой. Уголок природы: Поместить иллюстрации с изображением весенних явлений, насекомых. Уголок экспериментальной деятельности: Создать условия для дальнейшей опытнической работы с растениями, водой, светом, воздухом. Игры на классификацию «Мир вокруг нас» Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре. "Четвертый лишний" Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку. «Скажи всё об объекте» Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов. "Колпачок" Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия «Волшебная дорожка» Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки. «Кто больше назовёт» Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп. «Репка» Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы. «Что это такое?» Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам. "Кому что нужно?" Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий. «Ты мой кусочек» Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта. Беседы: - "Что я видел по дороге в д/сад» (изменения, произошедшие за последнее время). - "Для чего человеку уши?" - "Откуда взялись ручейки?". - "Как дышит растение?". - "Что такое почки, развивающиеся на дереве?" - "Как образуется наст?" Труд в природе: - Уборка снега и льда. - Перевозка снега в указанное место. - Уборка участка малышей. - Разметание метлой луж. - Разбрасывание снега для быстрого таяния. - Уборка веток деревьев. Чтение художественной литературы: - Т.А. Шорыгина "Береза" - Н. Сладков "Медведь и солнце" - Ю.Дмитриев "Цыплята и воробьята" - О. Иваненко "Сосулька", (сказка) - Т.А. Шорыгина "Подснежник" - Т.А. Шорыгина "Вкусный урок" - В. Бианки "Три весны" - фольклор: песенки — потешки, загадки, пословицы о весне. Наблюдения в природе:
- длительное наблюдение за ростом овса. Апрель Задачи: 1. Уточнить представление детей о признаках весны: (растет трава, набухают почки, появляются насекомые, снег с дождем, появляются проталины). 2. Формировать представление о способности человека и других живых существ чувствовать состояние среды (температуры, освещенность, влажность, наличие пищи). 3. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных. 4. Продолжать учить детей выявлять функции объектов неживой системы природного мира. 5. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе. Опытническая работа: 1. Свет: - Световой луч. 2. Человек: - Наши помощники – глаза 3. Вода - Заваривание воды травами, чаем. Цель: показать детям, что вкус можно изменить, заварив в воде лечебную траву, листья растений. - Взаимодействие воды с другими веществами. Цель: показать, что вода является хорошим растворителем. 4. Воздух. - Вес воздуха. Цель: подвести детей к выводу, что воздух имеет вес. - Есть ли в воздухе вода? Цель: показать детям, что в воздухе есть водяные пары. Речевые логические задачи: - "Когда это бывает?" - "Что здесь случилось?" Самостоятельная деятельность детей: ИЗО: поместить тонированную бумагу для изображения весенних иллюстраций. Книжный уголок: Расположить литературу с весенней тематикой. Уголок экспериментальной деятельности: Выложить материал для проведения опытов с растениями; предложить принести травы для заваривания. - Прослушивание грамзаписи с шумом воды. Уголок природы - Продолжить оформление альбома «Времена года» (апрель, май). Игры на классификацию «Был. Есть. Будет» Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем. «Кто делает так же?» Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям «Рыбы – птицы – звери» Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия "Что в круге" Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом. «Я еду в деревню» Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение. «Цепочка» Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия «Выбери нужное» Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку. «Скажи всё об объекте» Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов. «Аукцион слов» Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп. Беседы: - Что нужно человеку? - Для чего человеку глаза. - «Завари лечебный чай» - «Правила друзей леса» - «У меня появился щенок» - «Что я чувствую, когда идет дождь» (холодно, жарко, темно и т.д.)
облака» Труд в природе: - Уборка участка от сухих веток. - Помощь воробьям в постройке гнёзд (положить на кормушку лоскутки теплового материала, шерстяные нитки, вату). - Уборка участка просохшей земли. Чтение художественной литературы: - Ю.Дмитриев "Утята и Цыплята" - С.Чарушин "Барсук" - Т.А. Шорыгина "Ромашка" - Т.А. Шорыгина "Лиса весной" - И.М. Пришвин "Светлая капель" - В. Бианки "Игры и пляски" - В. Бианки "Лесной хор" - С. Воронин "Моя береза" (весной) Наблюдения в природе:
- наблюдение за кучевыми облаками (зависимость их количества от таяния снега). Май Задачи:
Опытническая работа: Свет: - Солнечные зайчики. Человек: - Большой — маленький (зрение). Вода - Просачивание воды в почву. Цель: подвести детей к выводу, что вода имеет свойство просачиваться в почву. Время просачивания зависит от свойств почвы. - Очистка воды. Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить. Воздух - Снижение парашюта. Цель: познакомить с таким свойством воздуха, как сопротивляемость; показать детям использование воздуха в жизни человека. - От чего зависит скорость падения листа. Цель: показать детям, что скорость падения листа зависит от площади поверхности листа. Работа с родителями: Посадка деревьев на участке; субботник. Самостоятельная деятельность детей: ИЗО: предложить тонированную бумагу, материал для нетрадиционной изодеятельности, книжки — раскраски. Книжный уголок: Разложить книги с весенней тематикой. Игры на классификацию «Кто где живет» Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы. «Летает, плавает, бегает» Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов. "Колпачок" Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия "Кому что нужно?" Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий. "Отвечай быстро" Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам. «Репка» Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы. «Я знаю» Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп. "Четвертый лишний" Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку. «Хвастуны» Цель: учить детей самостоятельно сравнивать два и более объектов. Побуждать рассказывать об итогах сравнения. Беседы: - "Как животные ухаживают за своими детёнышами?" - "Что происходит с растением весной?". - "Чем трава отличается от дерева?". - "Размножение растений". - «Почему нужно экономить воду при использовании?» Труд в природе: - Планирование детьми своей деятельности в зависимости от природы. - Уход за животными в уголке природы. - Уборка участка. - Посадка комнатных растений "детками". - Пересадка, перевалка комнатных растений. - Направление движения ручья в сторону растущих деревьев. Чтение художественной литературы - Е. Чарушин "Ёж" - Ю.Дмитриев "Жеребята и щенята" - В. Левин "Первая прогулка", "Грачи". - Л.Стекольников "О чем поют жаворонки?" - Ю.Дмитриев "Лягушонок и головастик" - Ю.Дмитриев "Старик годовик" - Т.А. Шорыгина "Мать-и-мачеха" - Т.А. Шорыгина "Одуванчик" - Т.А. Шорыгина "Незабудка" - Т.А. Шорыгина "Белка" - Т.А. Шорыгина "Ёж" - Н. Павлова "Весной" - Викторина на тему "Цветы". - «Дом» Речевые логические задачи: - "Что случилось на прогулке". - "Удивительные капельки". Наблюдения в природе:
- наблюдение за разливанием после дождя лужи, течением воды из крана. - изменение в природе после грозы (светит солнце, лужи, капли дождя на деревьях и траве);
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок их различение.
|