Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой
Конспекты планов в детском саду
Автор: Хлебунова Адиля Фаритовна   
09.04.2015 07:35

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природойПерспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой

Сентябрь

Задачи:

  1. Обобщить представления о лете: продолжительность дня и ночи, температура воздуха, явления природы (гроза, радуга, молния, солнцепёк); состояние растений (рост, цветение, созревание ягод и плодов); особенности жизнедеятельности животных в лесу.
  2. Формировать понятия об осени как времени года (похолодание).
  3. Освоить представления о воде, её

свойствах; почве — состав, влажность почвы.

4. Конкретизировать представления

 

Скачать планы

об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособления к среде, к сезонным

изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения

потребностей). Опытническая работа:

1. Песок

- Форма песчинок. Цель: показать, что песчинки имеют определённую форму.

- Песчаный конус. Цель: показать, что песок может двигаться.

2. Вода

- Свойства воды (текучесть, запах, вкус, прозрачность, бесцветность). Цель: познакомить со свойствами воды.

- Способность воды отражать окружающие предметы. Цель: доказать, что вода обладает отражающими свойствами.

3. Воздух

-Воздух нам необходим. Цель: показать, что воздух необходим всем живым организмам

Речевые логические задачи

- "Разноцветные кораблики"

- "У речки" Игры на классификацию объектов

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

"Что в круге"

Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира

по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

«Волшебная дорожка»

Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

Тренинги: «В гости к королеве Природы», «В гости к королеве Изобретений»

Самостоятельная деятельность детей

ИЗО: предложить детям бумагу разных цветов для изображения осенних изменений в природе. В уголок самостоятельной художественной деятельности поместить трафареты овощей, фруктов, грибов.

Книжный уголок: подобрать художественную литературу с осенней тематикой. Поместить иллюстрации с изображением насекомых.

Уголок природы:

- Поместить альбом, иллюстрации с изображением осени. Природный материал для изготовления поделок.

- Оформление альбома «Времена года» (сентябрь)

Беседы:

- "Что помогает цветам расти".

- "Для чего человеку воздух?"

- «Для чего человеку чистая вода?»

- "Почему идет дождь?"

- "Куда и почему улетают птицы"

- "Как отличить живой организм от неживого?"

Труд в природе:

- Сбор семян дикорастущих трав (для подкормки птиц)

- Заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций)

- Уборка листьев

- Рыхление земли у деревьев.

- Обрезка кустарника.

Посадка овса для кормления животных уголка природы.

Чтение художественной литературы:

Е. Трутнева "Грибы" В. Бианки "Опять лето"

Н. Павлова "Осенью" И. Бунин "Листопад"

В. Бианки "Готовятся к зиме "

Н. Павлова "Поехали!"

В. Сухомлинский "Старый пес"

Л. Толстой "Белка и волк"

К. Ушинский "Гусь и журавль"

Т.А. Шорыгина "Сказка о кривой уточке"

Т.А. Шорыгина "Муха"

Т.А. Шорыгина "Божья коровка"

Наблюдения в природе:

  • осмотр участка детского сада
  • наблюдение за образующимися лужами, отражениями в них
  • изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи

высота стояния солнца, изменения температуры, первые заморозки, туман,

роса, небо (луна, звезды, солнце, облака);

  • прозрачность воздуха, скорость его передвижения
  • прекращение роста и отмирание верхних частей растений
  • различие деревьев, кустарников, трав по стволам, веткам, остаткам плодов

листьев. Растения однолетние и многолетние;

  • исчезновение насекомых (нахождение мест их скопления). Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи), водоплавающие птицы

-труд дворника, садовника.

Октябрь

Задачи:

  1. Продолжать формировать понятия об осени, как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки).
  2. Продолжить освоение представлений о свойствах воздуха; о воде — испарении, силе воды, процессе конденсации.
  3. Конкретизировать представление о деревьях, растущих на участке и

домашних животных.

4. Сформировать представление о внешнем строении человека, его основных

жизненных функциях (питание, дыхание, движение, труд). — Опытническая работа:

1. Вода

- Куда делась вода? Цель: подвести детей к выводу о том, что вода испаряется, скорость испарения зависит от температуры.

- Водяная мельница Цель: показать, что вода обладает силой.

2. Воздух

- Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха) Цель: познакомить со свойствами воздуха.

-

Речевые логические задачи:

- "О чем рассказал ёжик"

- "По грибы".

Работа с родителями:

- Озеленение группы.

- Оформление выставки " Палитры осени".

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: выложить природный материал для свободного творчества. Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. Поместить трафареты одежды людей, грибов, листьев деревьев.

Книжный уголок: Подобрать художественную литературу о природных явлениях, деревьях, кустарниках, травах. Выложить иллюстрации с изображением домашних животных.

Уголок природы

Альбом «Времена года» (октябрь, ноябрь). Игры на классификацию

Тренинг «В гости к королеве Живой природы»

«Ты мой кусочек»

Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.

"Что в круге"

Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Поможем Золушке»

Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

«Волшебная дорожка»

Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

Беседы:

- "Что было сначала, что потом" (развитие растений).

- "Откуда взялся ветер".

- "Как образуются облака?"

- "Зачем человеку глаза и уши?"

- "Как человек заботится о домашних животных?"

- "Чем полезны овощи, фрукты, ягоды". Труд в природе:

- Заготовка веток, листьев, плодов для игр.

- Окапывание деревьев и кустарников.

- Уборка сухих веток, листьев деревьев и кустарников.

- Уборка участка.

- Сбор семян дикорастущих трав.

- Уход за комнатными растениями.

Чтение художественной литературы:

- С. Воронин "Моя береза" (осенью).

- В. Бианки "Прощальная песенка"

- В. Бианки "Белкина сушильня "

- Л. Чудинова"Сенокосец"

- Т.А. Шорыгина "Муравей"

- Т.А. Шорыгина "Свиристель"

- М. Пришвин "Лисичкин хлеб"

- И. Бунин "Листопад"

- Е. Чарушин "Курочка"

- В. Бианки "Музыкант"

- Л. Толстой "Волк и собака"

- Фольклор: загадки, пословицы, поговорки, песенки — потешки об осени.

- Энциклопедические рассказы о неживых объектах природы.

Наблюдения в природе:

  • осмотр участка детского сада
  • изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи
  • облачность; осадки; небесные светила
  • наблюдение за влажными вещами, развешанными для сушки
  • сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом
  • приближение птиц к жилью человека
  • наблюдение за животными, прибегающими на участок (собаки разных пород

кошки).

Ноябрь

Задачи:

1. Продолжать формировать понятия осени как времени года (сильное

похолодание, дальнейшее сокращение светового дня, осадки в форме снега).

2. Дать представление о температуре воздуха и её изменчивости.

3. Дать представление об основных группах растений (дерево, куст, трава).

Сравнить состояние лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Отличить

особенность жизни диких зверей и птиц осенью.

4. Уточнить представление о функциях растений (питание, дыхание, движение,

рост и развитие).

5. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Опытническая работа:

1. Вода

– Свойства пара. Цель: показать, что пар тёплый, лёгкий, его трудно удержать, он не имеет формы.

2. Воздух

- Как его обнаружить? Цель: показать один из способов обнаружения воздуха.

-Почему надулся шар? Цель: показать, что воздух занимает всё свободное пространство

- Определи температуру. Цель: показать детям, что воздух имеет определённую температуру, и она может меняться. Это зависит от времени, места измерения.

Речевые логические задачи:

- "Кто обедал в птичьей столовой?"

- "Кто где зимует?"

Работа с родителями

Консультация «Как познакомить дошкольника с предметным миром».

Анкетирование родителей на тему: «Знакомство дошкольников с окружающим миром в семье».

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: выложить природный материал для рисования нетрадиционным способом; приготовить краски для игры «Поиграй с цветом».

Книжный уголок: подобрать иллюстрации с изображением растений, растущих в разных природных зонах; книги о деревьях, кустарниках, птицах. Игры на классификацию

Тренинг: «В гости к королеве Природы»,

«В гости к королеве неживой природы»

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

"Я еду на Север"

Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения.

«Купец»

Цель: учить описывать свойства и признаки объектов, узнавать объект по описанию.

Беседы

- "Что ты заметил по дороге в д/сад?" (солнце встает поздно).

- "Нужно ли человеку готовиться к зиме?"

- "Почему птицы улетают в теплые края?"

- "Как мы помогаем комнатным растениям?"

- "Почему происходит листопад?" Труд в природе:

- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

- Расчистка дорожек от снега.

- Утепление молодых деревьев.

- Помощь малышам в уборке территории.

- Подкормка птиц на участке.

- Уход за комнатными растениями.

- Помощь няне в утеплении окон.

Чтение художественной литературы:

- В. Бианки "Запасы овощей"

- В. Бианки "Готовятся к зиме"

- Т.А. Шорыгина "Белка"

- Т.А. Шорыгина "Ёж"

- Т.А. Шорыгина "Осина", "Сосна"

- Н. Павлова "Опенки"

- К. Ушинский "Умой обождать"

- В. Сухомлинский "Птичья кладовая"

- Викторина на тему: "Деревья".

Наблюдения в природе:

  • осмотр участка детского сада
  • наблюдение за испарениями, происходящими в природе (после дождя)
  • освещенность в течение дня
  • продолжительность дня и ночи
  • измерение температуры воздуха
  • наблюдение за птицами, обитающими вблизи жилья человека

- наблюдение за лиственными и хвойными деревьями, кустарниками.

  • наблюдение за животными
  • наблюдение за небом (хмурое, темные тучи)

- Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.

Декабрь

Задачи:

  1. Расширить представления о зиме: состояние погоды, длительность дня.
  2. Закрепить знания о свойствах снега, воздуха, воды.
  3. Расширить представления о зимовке животных (зверей, птиц, рыб,

насекомых).

4. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением

животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности,

приспособления к среде, признаки хорошего состояния) (дикие звери)

5. Сформировать представление о наземной, воздушной и водной среде

обитания.

Опытническая работа:

1. Снег

- Зависимость свойств снега от температуры воздуха. Цель: подвести к пониманию зависимости свойств снега от температуры.

2. Вода

- Переход из одного состояния в другое. Цель: показать, что при определённых условиях вода переходит из одного состояния в другое и обратно.

3. Воздух

- Где теплее? Цель: подвести детей к выводу, что холодный воздух тяжелее тёплого.

-Расширение и сжатие воздуха. Цель: показать, что воздух сжимается и расширяется в зависимости от температуры.

4. Лёд

- Испарение льда. Цель: показать переход твёрдого вещества в газообразное.

5. Растения

- Посадка лука. Цель: подвести детей к выводу, что для нормального роста и развития растений необходимы свет, вода, тепло, питание.

Работа с родителями:

Оформление стенгазеты «Хочу всё знать»

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить бумагу и ножницы для вырезания снежинок; трафареты диких животных, рыб; тонированную бумагу, пластилин.

Книжный уголок: подобрать литературу о диких животных и обитателях воды, открытки с их изображением.

Настольные игры на классификацию объектов окружающего мира.

Уголок природы

Альбом «Времена года» (декабрь, январь).

Игры на классификацию

«Кто где живёт» Цель:

«Что это такое?»

Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.

«Кто больше назовёт»

Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

«Был. Есть. Будет»

Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.

«Я еду в деревню»

Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

«Рыбы – птицы – звери»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

Беседы:

- "Что я видел по дороге в д/сад?" (изменения в природе).

- "Мои органы зрения".

- "Что мы знаем о рыбе?"

- "Что нужно растениям?"

- "Где найти медведя зимой?"

- "У воды, на воде, в воде" Труд в природе:

- Уборка участка после снегопада.

- Изготовление и вывешивание замороженных и цветных льдинок.

- Устройство горок для кукол.

- Сооружение построек из снега.

- Поливка водой построек и дорожек.

- Подкормка птиц.

Чтение художественной литературы:

- В. Бианки "Приспособился"

- В. Бианки "Прячутся..."

- Т.А. Шорыгина "Ель"

- Т.А. Шорыгина "Прогулка в лес" –

- Е. Чарушин "Заяц"

- Е. Чарушин "Что за зверь"

- А. Клыков "Зимой под водой"

- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Воробей"

- Т.А. Шорыгина "Лиса — мышкует"

- Т.А. Шорыгина "Волк зимой"

- Викторина "Дикие животные"

-Энциклопедия «Всё обо всём» «Привычные вещи»

Речевые логические задачи:

- "Что бабушка рассказала Саше?"

- "Кто обедал в птичьей столовой?" (2) Наблюдения в природе:

- наблюдение за небом (темные тучи, солнце пробивается редко, солнце

рано прячется, день короткий);

  • наблюдение за солнцем (отметить восход и заход солнца)

- наблюдение «Куда делась вода из аквариума?»

  • наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок через лупу
  • определение погоды по приметам
  • наблюдение за водоемами (лужей, рекой). Отметить постепенное замерзание
  • различение деревьев, кустарников по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветках плодам
  • наблюдение за повадками птиц

- продолжить наблюдение за домашними животными.

Январь

Задачи:

  1. Установить взаимосвязь между изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Дать представление о том, как осуществляется переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
  2. Формировать умение самостоятельно выделять и называть явления в живой и неживой природе (например, осадки: снег, хлопья, крупа; холодно, морозно).
  3. Раскрыть роль человека в нарушении и сохранении окружающей нас природы, познакомить с правилами поведения в ней.
  4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

Опытническая работа:

1. . Снег

- Защитные свойства снега. Цель: показать, что снег обладает защитными свойствами.

2. Вода

-Замерзание пара на металлических предметах Цель: показать, что при замерзании пара образуется иней, который оседает на ветках деревьев, стёклах автобусов, металлических предметах.

3. Воздух

-Опыт с открытой дверью и свечой. Цель: показать, как образуется ветер в природе.

- Тема: «Как человек использует воздух для защиты от холода»

Цель: объяснить детям, почему мы выбираем просторную обувь для зимы; почему зимой одевают несколько слоёв одежды и почему мех «греет» лучше.

4. Лёд

- Свойства льда (бесцветность, прозрачность, гладкость, температура льда, прочность). Цель: познакомить со свойствами льда.

5. Магнит

-Знакомство с магнитом. Цель: познакомить со свойствами магнита.

- Сила магнита. Цель: доказать, что магнит обладает силой.

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить бумагу и ножницы для силуэтного вырезания животных; трафареты животных, человека. Книжка раскраска.

Книжный уголок: разложить книги Е. Чарушина, К.Ушинского, литературу о временах года.

Игры на классификацию

"Что в круге"

Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Волшебная дорожка»

Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.

«Цепочка»

Цель: учить подбирать и называть признаки объектов.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

«Поможем Золушке»

Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам.

"Я еду на Север"

Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения

Беседы:

- «Как образуется ветер»

- "Гололед".

- "Как зимуют дикие звери?"

- "Труд людей зимой".

- "Зимующие и перелётные птицы".

- "Почему не тает снег?"

- "Чем иней отличается от снега?"

- "Правила поведения в лесу». Труд в природе:

- Помощь дворнику в уборке участка от снега.

- Укрывание снегом корней деревьев.

- Украшение елки цветными льдинками.

- Сооружение построек из снега.

- Уборка снега на участке малышей.

- Изготовление кормушек для птиц.

Чтение художественной литературы:

  • Н. Калинина "Про снежный колобок"

- В. Архангельский "Летят снежинки"

  • Н. Павлова "Деревья зимой"

- Л.Толстой "Зайцы"

  • К. Ушинский "Проказы старухи зимы"

- Т.А. Шорыгина "Рябина, зимний лес".

- В. Бианки "Синичкин календарь" Январь.

  • Н. Павлова "Зимняя пирушка" (сказка)

- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Синица"

Речевые логические задачи:

  • "Зимние братья"

- «Логические задачи» Наблюдения в природе:

  • продолжать наблюдение за небом (отмечать расположение на небе туч, солнца, звезд и т.д.). Солнце только светит, но не греет
  • наблюдение за инеем. Попросить детей рассказать, что они знают об инее, чем он отличается от снега
  • наблюдение за образованием сугробов на участке, за работой снегоуборочной машины
  • наблюдение за птицами (отметить разное поведение птиц в разную погоду)
  • наблюдение за гололедом, трудом дворника в гололед
  • наблюдение за снегопадом (отметить разнообразие снежинок в зависимости от погоды (снежинки, хлопья, крупка))

- наблюдение за следами, которые оставили птицы, звери на снегу.

Февраль

Задачи:

1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (снегопад,

сугробы, метель, вьюга, позёмка).

2. Установить связь между особенностями внешнего вида, поведением птиц и условиями зимнего сезона.

3. Воспитывать исследовательский интерес в природе путем создания проблемных ситуаций.

4. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Игры на классификацию

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

«Цепочка»

Цель: учить подбирать и называть признаки объектов.

«Был. Есть. Будет»

Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.

«Ты мой кусочек»

Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

Речевые логические задачи:

- "Где снежинки?"

- "Птичья столовая".

Работа с родителями:

- Папку — передвижка на тему: "Неизведанное — рядом!".

- Домашнее задание "Я — волшебник" (изобразить опыт, проведенный дома с ребенком). Опытническая работа

1. Магнит

- «Намагниченная скрепка»

- «Действие магнита через воду и стекло»

2. Воздух

- Загрязнение воздуха. Цель: показать детям, что городской воздух загрязнён.

- Перемещение воздуха. Цель: показать, что воздух легко перемещается.

3. Лёд

- Твёрдое тело. Цель: подвести детей к выводу, что лёд обладает свойствами твёрдого тела.

4. Снег

- Что тяжелее, снег или песок? Цель: показать детям, что песок (почва) тяжелее снега.

Беседы:

- "Почему зимой грустят птицы?".

- "Почему человек ухаживает за птицами?"

- "Для чего человек убирает снег зимой?".

- "Живые ли растения зимой?".

- "Чистый воздух. Для чего он нужен?"

Труд в природе:

- Подкормка птиц.

- Разбрасывание песка на скользкие дорожки

(помощь дворнику).

- Сооружение построек из снега.

- Украшение их цветными льдинками.

- Встряхивание снега с кустов и деревьев. Наблюдения в природе:

  • наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку, участок (различение их по передвижению по земле)
  • наблюдение за силой ветра, образованием метели, вьюги, поземки
  • определение погоды по приметам
  • увеличение продолжительности дня (отметить путь солнца утром, днем

вечером);

  • наблюдение за чистотой воздуха на площадке у проезжей части
  • наблюдение за травой, зимующей под снегом
  • наблюдение за повадками птиц, обитающих в живом уголке

- наблюдение за следами птиц, оставленных на снегу.

Чтение художественной литературы:

- И. Акимушкин "Жил был медведь"

- Г. Скребицкий "На лесной полянке" (зима)

- Г. Скребицкий "Маленький лесовод"

- Н. Павлова "Белые шубки"

- В. Бианки "Синичкин календарь" (февраль)

- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Ворона"

- С. Воронин "Моя береза" (зимой).

- фольклор: стихотворения загадки, песенки — потешки о птицах.

- Энциклопедия «Привычные вещи».

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить трафареты птиц, силуэты птиц для вырезания и дальнейшего наклеивания на рисунки. Разнообразить материал для нетрадиционного рисования.

Книжный уголок: Подобрать литературу о птицах, изображения птиц. Книжки — раскраски.

Уголок природы:

Поместить иллюстрации с изображением зимних явлений: метели, вьюги; поземки; зимующих птиц.

- Оформить альбом «Времена года» (февраль, март).

Март

Задачи

  1. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега (на открытых местах, возле деревьев), образование сосулек, мокрый снег, сильные ветры и т.д.
  2. Продолжить знакомство со свойствами воды, воздуха; закрепить умение моделировать вещества и процессы, происходящие в них.
  3. Систематизировать представление о местах обитания домашних животных,

диких зверей, насекомых.

4. Расширить представление о живородящих рыбах, условиях их размножения.

Воспитывать интерес и бережное отношение к просыпающейся природе. Опытническая работа:

1. Вода

- Животворное свойство воды. Цель: показать важное свойство воды давать жизнь живым организмам.

2. Воздух

- Живая змейка (Ветер в комнате) Цель: подвести детей к выводу, что воздух, нагреваясь, поднимается вверх.

- Тема: «Холодный и горячий воздух имеют разные свойства».

Цель: познакомить детей с умением воздуха сжиматься и расширяться.

3. Растения:

- Необходимость тепла для распускания срезанных веток.

- Посадка семян.

- Влияние прополки на рост и развитие растений.

Речевые логические задачи:

- "Волшебные льдинки"

- "Первые цветы".

Работа с родителями:

- Консультация «Как сделать интересной детскую прогулку»

- Выпуск минигазеты «Окружающий нас мир».

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить книжки — раскраски весенней тематики.

Книжный уголок: Подобрать литературу с весенней тематикой.

Уголок природы: Поместить иллюстрации с изображением весенних явлений, насекомых.

Уголок экспериментальной деятельности: Создать условия для дальнейшей опытнической работы с растениями, водой, светом, воздухом. Игры на классификацию

«Мир вокруг нас»

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.

«Скажи всё об объекте»

Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Волшебная дорожка»

Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Кто больше назовёт»

Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

«Что это такое?»

Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

«Ты мой кусочек»

Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

Беседы:

- "Что я видел по дороге в д/сад» (изменения, произошедшие за последнее время).

- "Для чего человеку уши?"

- "Откуда взялись ручейки?".

- "Как дышит растение?".

- "Что такое почки, развивающиеся на дереве?"

- "Как образуется наст?" Труд в природе:

- Уборка снега и льда.

- Перевозка снега в указанное место.

- Уборка участка малышей.

- Разметание метлой луж.

- Разбрасывание снега для быстрого таяния.

- Уборка веток деревьев.

Чтение художественной литературы:

- Т.А. Шорыгина "Береза"

- Н. Сладков "Медведь и солнце"

- Ю.Дмитриев "Цыплята и воробьята"

- О. Иваненко "Сосулька", (сказка)

- Т.А. Шорыгина "Подснежник"

- Т.А. Шорыгина "Вкусный урок"

- В. Бианки "Три весны"

- фольклор: песенки — потешки, загадки, пословицы о весне.

Наблюдения в природе:

  • экскурсия в живой уголок: наблюдение за рыбами, условиями их существования
  • увеличение светового дня
  • солнце: греет сильнее, изменился его путь в течение дня
  • последние зимние бураны и вьюги, поземка
  • таяние снега, образование сосулек, капель
  • наблюдение за трудом дворника
  • наблюдение за деревьями (с какой стороны от дерева быстрее тает снег)
  • образование ручейков
  • наблюдение за птицами (изменилось их поведение)
  • оживление комнатных растений

- длительное наблюдение за ростом овса.

Апрель

Задачи:

1. Уточнить представление детей о признаках весны: (растет трава, набухают

почки, появляются насекомые, снег с дождем, появляются проталины).

2. Формировать представление о способности человека и других живых

существ чувствовать состояние среды (температуры, освещенность, влажность,

наличие пищи).

3. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой

природе и жизнью животных.

4. Продолжать учить детей выявлять функции объектов неживой системы природного мира.

5. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе. Опытническая работа:

1. Свет:

- Световой луч.

2. Человек:

- Наши помощники – глаза

3. Вода

- Заваривание воды травами, чаем. Цель: показать детям, что вкус можно изменить, заварив в воде лечебную траву, листья растений.

- Взаимодействие воды с другими веществами. Цель: показать, что вода является хорошим растворителем.

4. Воздух.

- Вес воздуха. Цель: подвести детей к выводу, что воздух имеет вес.

- Есть ли в воздухе вода?

Цель: показать детям, что в воздухе есть водяные пары.

Речевые логические задачи:

- "Когда это бывает?"

- "Что здесь случилось?"

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: поместить тонированную бумагу для изображения весенних иллюстраций.

Книжный уголок: Расположить литературу с весенней тематикой.

Уголок экспериментальной деятельности: Выложить материал для проведения опытов с растениями; предложить принести травы для заваривания.

- Прослушивание грамзаписи с шумом воды.

Уголок природы

- Продолжить оформление альбома «Времена года» (апрель, май). Игры на классификацию

«Был. Есть. Будет» Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

«Рыбы – птицы – звери»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

"Что в круге"

Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Я еду в деревню»

Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.

«Цепочка»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

«Скажи всё об объекте»

Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

Беседы:

- Что нужно человеку?

- Для чего человеку глаза.

- «Завари лечебный чай»

- «Правила друзей леса»

- «У меня появился щенок»

- «Что я чувствую, когда идет дождь»

(холодно, жарко, темно и т.д.)

  • «Чем похожи – отличаются туман, роса

облака» Труд в природе:

- Уборка участка от сухих веток.

- Помощь воробьям в постройке гнёзд (положить на кормушку лоскутки

теплового материала, шерстяные нитки, вату).

- Уборка участка просохшей земли.

Чтение художественной литературы:

- Ю.Дмитриев "Утята и Цыплята"

- С.Чарушин "Барсук"

- Т.А. Шорыгина "Ромашка"

- Т.А. Шорыгина "Лиса весной"

- И.М. Пришвин "Светлая капель"

- В. Бианки "Игры и пляски"

- В. Бианки "Лесной хор"

- С. Воронин "Моя береза" (весной) Наблюдения в природе:

  • увеличение светового дня
  • солнце (греет сильнее, путь его изменился)
  • таяние снега, образование сосулек, капель
  • небо голубое
  • образование луж и ручьев на участке
  • наблюдение за распусканием почек на ветках, стоящих в вазе
  • гнездование птиц
  • наблюдение за детенышами домашних животных

- наблюдение за кучевыми облаками (зависимость их количества от таяния

снега).

Май

Задачи:

  1. Обобщить представления о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются.
  2. Уточнить представления о жизни растений весной (быстрый рост, появление новых побегов и т.д.)
  3. Обобщить знания детей о необходимости воды, тепла, питания, света для нормального развития растений.
  4. Уточнить и расширить представление детей о воде, воздухе, их распространении в природе; раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, мерах по охране её чистоты и экономному использованию.
  5. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Опытническая работа:

Свет:

- Солнечные зайчики.

Человек:

- Большой — маленький (зрение).

Вода

- Просачивание воды в почву. Цель: подвести детей к выводу, что вода имеет свойство просачиваться в почву. Время просачивания зависит от свойств почвы.

- Очистка воды. Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить.

Воздух

- Снижение парашюта. Цель: познакомить с таким свойством воздуха, как сопротивляемость; показать детям использование воздуха в жизни человека.

- От чего зависит скорость падения листа. Цель: показать детям, что скорость падения листа зависит от площади поверхности листа.

Работа с родителями:

Посадка деревьев на участке; субботник.

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить тонированную бумагу, материал для нетрадиционной изодеятельности, книжки — раскраски.

Книжный уголок: Разложить книги с весенней тематикой.

Игры на классификацию

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.

«Хвастуны»

Цель: учить детей самостоятельно сравнивать два и более объектов. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

Беседы:

- "Как животные ухаживают за своими детёнышами?"

- "Что происходит с растением весной?".

- "Чем трава отличается от дерева?".

- "Размножение растений".

- «Почему нужно экономить воду при использовании?»

Труд в природе:

- Планирование детьми своей деятельности в зависимости от природы.

- Уход за животными в уголке природы.

- Уборка участка.

- Посадка комнатных растений "детками".

- Пересадка, перевалка комнатных растений.

- Направление движения ручья в сторону растущих деревьев.

Чтение художественной литературы

- Е. Чарушин "Ёж"

- Ю.Дмитриев "Жеребята и щенята"

- В. Левин "Первая прогулка", "Грачи".

- Л.Стекольников "О чем поют жаворонки?"

- Ю.Дмитриев "Лягушонок и головастик"

- Ю.Дмитриев "Старик годовик"

- Т.А. Шорыгина "Мать-и-мачеха"

- Т.А. Шорыгина "Одуванчик"

- Т.А. Шорыгина "Незабудка"

- Т.А. Шорыгина "Белка"

- Т.А. Шорыгина "Ёж"

- Н. Павлова "Весной"

- Викторина на тему "Цветы".

- «Дом»

Речевые логические задачи:

- "Что случилось на прогулке".

- "Удивительные капельки". Наблюдения в природе:

  • увеличение светового дня
  • отражение в зеркале солнечных лучей
  • наблюдение за небом, образование облаков

- наблюдение за разливанием после дождя лужи, течением воды из крана.

- изменение в природе после грозы (светит солнце, лужи, капли дождя на

деревьях и траве);

  • нахождение теневых и солнечных мест на участке
  • изменение на участке в связи с потеплением и удлинением дня
  • сравнение цветов мать-и-мачехи и одуванчика
  • цветущие деревья
  • наблюдение за насекомыми
  • наблюдение за трудом садовника

- наблюдение за птицами, прилетающими на участок их различение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год