Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Перспективный план кружковой работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Попова Ирина Александровна   
01.08.2020 16:46

Перспективный план кружковой работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»Перспективный план кружковой работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Автор: Попова Ирина Александровна

Известно, что дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей—способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

 

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и требованиям к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагога и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

  • формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях
  • развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать
  • формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • воспитывать бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними
  • прививать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; подгрупповые; консультативная работа с педагогами, обмен опытом работы; консультативная работа с родителями.

Перспективное планирование

Название   мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения

2.

Изучение методической литературы

Октябрь

Методическая литература

1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ   -2014. -№ 4.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014.

3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой.-М., 2014.

6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2015.

7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.

Практический этап

3.

Работа с детьми

Октябрь-май

1)Составление тематического планирования познавательно-исследовательской деятельности ( опыты, эксперименты, наблюдения)

«Воздух-невидимка» (опыт)

Обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах.

«Сыпучие барханы»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

«Пузырьки – спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу

«Цветные льдинки»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (замерзать на холоде, принимать форму емкости)

«Снег и лёд»

Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твёрдость.

«Кто живёт в воде?»

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

«Волшебная рукавичка»

Выявить способность предмета притягивать некоторые предметы

«Где будут первые проталинки?»

Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

«Тепло-холодно»

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода.

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

« Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.

«Посадим огород» (эксперимент)

Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет).

«Какая бывает земля?»

Закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая

«Ткань» (исследование)

Познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.

«Разноцветные шарики»

Путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

«В мире стекла»

Выявить свойства предметов, изготовленных из стекла

«В мире пластмассы»

Выявить свойства предметов, изготовленных из пластмассы

«В мире дерева»

Выявить свойства предметов, изготовленных из дерева

«Путешествие в прошлое бумаги»

познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.

«Вещество. Резина»

Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

«Волшебный луч, тень»

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

2) Дидактические игры

«Полезные продукты»

Расширение  и актуализация знаний детей о витаминах и полезных продуктах

«Так бывает или нет»

Научить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

«Какое время года?»

Научить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

«Отгадайте, что за предмет

Научить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

«У кого кто»

Закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

«Кто (что) летает?»

Закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать  внимание, память.

«Какое что бывает?»

Научить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать  внимание.

«Бывает — не бывает» (с мячом)

 Развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

«Когда ты это делаешь?»

Закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

«Будь внимательным»

: Дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

«Кто скорее соберет?»

Научить детей группировать овощи и фрукты; 

«Отгадай — ка!»

Научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

«У кого какой цвет?»

: Научить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

«Кто что слышит?»

Научить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

«

4.

Работа с родителями

Октябрь-май

Пополнение уголка природы( природный материал, атрибуты для проведения опытов, приобретение семян), совместное изготовление дидактических игр .

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий  развития детей дошкольного возраст».

Консультация ««Экспериментируйте с детьми дома!»

Консультация «Роль семьи в формировании познавательных интересов»

Консультация «Воспитание познавательного интереса через прогулки».

Консультация «Как научить детей любить и беречь природу».

Памятка «Способы познания окружающего мира»

Памятка «Как организовать в домашних условиях лабораторию».

Выставка поделок из природного материала

5.

Работа с педагогами

Октябрь- май

Консультация«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Консультация «Организация исследовательской деятельности детей в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год