Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Чемпион»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Казакова Анна Сергеевна   
03.03.2020 23:03

Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Чемпион»Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Чемпион»

Автор-составитель: Казакова А.С. инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Видное, 2019 год

Пояснительная записка

Данная Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.

Актуальность.

Дело в том, что существуют периоды наиболее эффективного развития физических качеств: критические и сенситивные. Первые «характеризуются повышенной активностью отдельных генов и их комплексов, контролирующих развитие конкретных качеств организма. В эти периоды происходят: значительная перестройка регуляторных процессов; качественный и количественный скачок в развитии отдельных органов и функциональных систем, результатом чего является возможность адаптации к новому уровню существования организма и его взаимодействия со средой. Такая перестройка увеличивает число степеней свободы организма, открывает новые горизонты поведения человека, то есть по сути – это «опережающее отражение действительности».

Скачать программу

Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренировочным» [1, С. 101-102]. Именно в сенситивные периоды системно реализуются морфофункциональные возможности, открывающиеся в критических периодах. По исследованиям А.В. Коробкова и соавторов (1962), 4–5 лет – это период первичного становления двигательной функции, когда «формируется способность развивать направленные усилия». Следующий за ним возрастной период становления произвольной регуляции движений и совершенствования координационных механизмов ЦНС длится от 4–5 до 6–10 лет. Период активного совершенствования двигательной функции вообще длится с 6–7 до 13–14 лет. То есть именно ребенку в возрасте 5-6 лет необходимо осваивать базовые (функциональные) движения, какими и являются гимнастические, а также легкая атлетика и координационные игры с мячом.

Актуальными в социальном отношении и в наше время остаются слова Анатолия Луначарского: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения».

Основная идея Программы в том, что она имеет трехблочную структуру, охватывая именно те начальные ступени спортивных направлений, которые являются базовыми для последующего освоения различных видов спорта детьми в школьном возрасте. Первый блок – «Основы гимнастики и акробатики», второй блок – «Основы легкой атлетике» и третий блок – «Основы спортивных игр с мячом».

Программа «Чемпион» предназначена для дополнительных занятий с детьми 5-6 лет.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы и величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры, выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослым ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л.А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способности к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое помогает ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и др.). К наглядно-образному мышлению ребенок прибегает для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Речь. По мнению Л.С. Выготского, речь начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведении и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Основные характеристики Программы

Программа реализовывается в течение 7 месяцев (с октября по апрель одного учебного года). Включает в себя 56 занятий, которые проводятся два раза в неделю по 25-30 минут. Данная Программа является начальной ступенью «спортивной ориентации» ребенка.

Программа имеет традиционную очную форму с применением дистанционных технологий в целях закрепления материала.

Состав группы детей, занимающихся по Программе, постоянный, по количеству в группе – не более 15-ти.

Цель: Формирование устойчивого интереса к занятиям базовыми видами спорта, ориентация на здоровый образ жизни, включение в процесс физического совершенствования.

Задачи (общие):

  1. Формирование и развитие спортивных способностей детей 5-6 лет.
  2. Удовлетворение у детей 5-6 лет потребности в занятиях физической культурой и спортом.
  3. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей 5-6 лет.
  4. Выявление, развитие и поддержка талантливых детей 5-6 лет, проявивших спортивные способности.
  5. Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие учащихся.

Задачи (частные):

  1. Развитие необходимых качеств: гибкости, ловкости, силы, координации, быстроты, выносливости, ловкости.
  2. Овладению техникой отдельных простейших элементов гимнастики, акробатики, легкой атлетики и спортивных игр с мячом.
  3. Содействие правильному и осознанному выполнению движений в соответствии с образцом, предложенным педагогом.

Принципы построения Программы:

  1. Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.
  2. Принцип сотрудничества и сотворчества.
  3. Принцип преемственности. После освоения элементарных технических элементов базовых видов спорта следуют их усложнения. Освоение последующих более сложных элементов гораздо легче на базе предыдущих.
  4. Принцип систематичности.
  5. Принцип развивающей направленности– при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
  6. Принцип воспитывающей направленности– в процессе которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).
  7. Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с обще доступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.
  8. Принцип сознательности– основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
  9. Принцип наглядности- заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении.
  10. Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.

Ожидаемые результаты:

  1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность).
  2. Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков.
  3. Умение взаимодействовать с партнерами в игровых и соревновательных ситуациях, высокоразвитые волевые и моральные качества личности.
  4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья.
  5. Программа предполагает повышение физических возможностей ребенка, увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей.

Принципиальное отличие Программы кружка достигается за счет усложнения содержания игровой и двигательной деятельности, ориентации на двигательную инициативность и соревновательность, активизации лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка.

Для работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами могут быть предусмотрены индивидуальные занятия.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуется образовательный процесс по программе с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Учреждение должно создать специальные условия (условия обучения, воспитания, программы, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника) и техническую помощь для доступа в Учреждение), без которых невозможно или затруднено освоение программы категории учащихся, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Численный состав группы может быть уменьшен при включении в нее обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов. Индивидуальные занятия приравниваются к занятиям в группах. Срок обучения по Программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития.

Этапы реализации Программы:

I этап – проведение входящей диагностики детей. Сроки проведения: первая неделя октября. Цель диагностики: выявление уровня физической подготовленности детей. Составление планирования, подготовка материальной и методической базы, зачисление детей в кружок. Работа с родителями детей, с целью привлечения внимания к особенностям кружка.

II этап – реализация Программы, осуществление работы с детьми, направленной на развитие и совершенствование физических качеств; постепенное усложнение и повышение тренировочных нагрузок. Проведение занятий в кружке 2 раза в неделю. Индивидуальная работа с детьми.

III этап – подведение итогов: проведение итоговой диагностики. Сроки проведения: четвертая неделя апреля. Цель проведения диагностики: определить уровень выполнения нормативов. Выход детей на участие в Спартакиадах и других спортивных соревнований.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год