Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Чемпион» |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Казакова Анна Сергеевна | |||
03.03.2020 23:03 | |||
Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Чемпион» Автор-составитель: Казакова А.С. инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Видное, 2019 год Пояснительная записка Данная Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Актуальность. Дело в том, что существуют периоды наиболее эффективного развития физических качеств: критические и сенситивные. Первые «характеризуются повышенной активностью отдельных генов и их комплексов, контролирующих развитие конкретных качеств организма. В эти периоды происходят: значительная перестройка регуляторных процессов; качественный и количественный скачок в развитии отдельных органов и функциональных систем, результатом чего является возможность адаптации к новому уровню существования организма и его взаимодействия со средой. Такая перестройка увеличивает число степеней свободы организма, открывает новые горизонты поведения человека, то есть по сути – это «опережающее отражение действительности». Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренировочным» [1, С. 101-102]. Именно в сенситивные периоды системно реализуются морфофункциональные возможности, открывающиеся в критических периодах. По исследованиям А.В. Коробкова и соавторов (1962), 4–5 лет – это период первичного становления двигательной функции, когда «формируется способность развивать направленные усилия». Следующий за ним возрастной период становления произвольной регуляции движений и совершенствования координационных механизмов ЦНС длится от 4–5 до 6–10 лет. Период активного совершенствования двигательной функции вообще длится с 6–7 до 13–14 лет. То есть именно ребенку в возрасте 5-6 лет необходимо осваивать базовые (функциональные) движения, какими и являются гимнастические, а также легкая атлетика и координационные игры с мячом. Актуальными в социальном отношении и в наше время остаются слова Анатолия Луначарского: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». Основная идея Программы в том, что она имеет трехблочную структуру, охватывая именно те начальные ступени спортивных направлений, которые являются базовыми для последующего освоения различных видов спорта детьми в школьном возрасте. Первый блок – «Основы гимнастики и акробатики», второй блок – «Основы легкой атлетике» и третий блок – «Основы спортивных игр с мячом». Программа «Чемпион» предназначена для дополнительных занятий с детьми 5-6 лет. Возрастные особенности детей 5-6 лет. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется. Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы и величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры, выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух. Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени. Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память. Внимание. Становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения. Вместе со взрослым ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания. Мышление. По мнению Л.А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способности к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое помогает ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и др.). К наглядно-образному мышлению ребенок прибегает для выявления необходимых связей. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков. Речь. По мнению Л.С. Выготского, речь начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведении и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане. Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Основные характеристики Программы Программа реализовывается в течение 7 месяцев (с октября по апрель одного учебного года). Включает в себя 56 занятий, которые проводятся два раза в неделю по 25-30 минут. Данная Программа является начальной ступенью «спортивной ориентации» ребенка. Программа имеет традиционную очную форму с применением дистанционных технологий в целях закрепления материала. Состав группы детей, занимающихся по Программе, постоянный, по количеству в группе – не более 15-ти. Цель: Формирование устойчивого интереса к занятиям базовыми видами спорта, ориентация на здоровый образ жизни, включение в процесс физического совершенствования. Задачи (общие):
Задачи (частные):
Принципы построения Программы:
Ожидаемые результаты:
Принципиальное отличие Программы кружка достигается за счет усложнения содержания игровой и двигательной деятельности, ориентации на двигательную инициативность и соревновательность, активизации лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка. Для работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами могут быть предусмотрены индивидуальные занятия. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуется образовательный процесс по программе с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Учреждение должно создать специальные условия (условия обучения, воспитания, программы, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника) и техническую помощь для доступа в Учреждение), без которых невозможно или затруднено освоение программы категории учащихся, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Численный состав группы может быть уменьшен при включении в нее обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов. Индивидуальные занятия приравниваются к занятиям в группах. Срок обучения по Программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития. Этапы реализации Программы: I этап – проведение входящей диагностики детей. Сроки проведения: первая неделя октября. Цель диагностики: выявление уровня физической подготовленности детей. Составление планирования, подготовка материальной и методической базы, зачисление детей в кружок. Работа с родителями детей, с целью привлечения внимания к особенностям кружка. II этап – реализация Программы, осуществление работы с детьми, направленной на развитие и совершенствование физических качеств; постепенное усложнение и повышение тренировочных нагрузок. Проведение занятий в кружке 2 раза в неделю. Индивидуальная работа с детьми. III этап – подведение итогов: проведение итоговой диагностики. Сроки проведения: четвертая неделя апреля. Цель проведения диагностики: определить уровень выполнения нормативов. Выход детей на участие в Спартакиадах и других спортивных соревнований.
|