Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово» |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Родина Елена Алексеевна | |||
03.10.2015 15:44 | |||
Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово» «Найди пару» (Рисунок 1) Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Игровой материал:
коза – коса мишка – мышка кит – кот трава – дрова крыша – крыса усы – осы катушка – кадушка каска – маска ком – сом уточка – удочка мак – рак дом – дым «Построим пирамиду» (Рисунок 2) Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах. Игровой материал: 1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов. 1. Предметные картинки: на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т.д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т.д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т.д.). «Включи телевизор» (Рисунок 3) Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах) Игровой материал:
«Ателье» (Рисунок 4) Цели:
Игровой материал:
«Кто как зимует» (Рисунок 5) Цели:
Игровой материал:
«Составь предложение» (Рисунок 6) Цели:
Игровой материал:
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова. Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов. Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки. Ход игры: — Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т.д.) За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Игра «Один – много». Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа. Материал: Мячик Ход игры: — Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны сказать как будет, если их много на столе — «кубики». Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во множественном числе. Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают. Игра «Что можно делать с этим предметом?» Цель: Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных. Материал: Картинки с изображением предметов (несклоняемых имен существительных), фишки. Ход игры: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово «кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто». Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки. Мы вешаем пальто на вешалку и т. д.) Игра «От каждого по словечку» или «Дополни предложение». Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять в употреблении предлогов. Материал: Сюжетные картинки. Ход игры: Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например: Мы играем. > Мы играем в футбол. > Мы играем в футбол на стадионе. > Мы играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение). 3 раздел. Игра «Скажи наоборот». Цель: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме. Материал: Мяч или предметные картинки. Ход игры: — Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно. Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок. Игра «Кто больше назовёт действий». Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов). Ход игры: — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др. Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек. Игра «Узнай на вкус». Цель: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д. Материал: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки. Ход игры: — Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус. (Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.) Игра «Пропавшее слово». Цель: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова в роде, числе, падеже. Ход игры: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на место. Инициатива должна постепенно переходить к детям. Игра «Что в чем». Цель: Закрепить название частей предмета. Материал: На первых этапах игры – предметные картинки, далее — словесные варианты, мяч. Ход игры: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т.д. Игра «Лавина». Цель: Развивать память, умение классифицировать предметы по группам. Ход игры: Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: окунь; окунь, карась; окунь, карась, щука и т. 4 раздел. Игра «Придумай слова, в которых звук – будет в начале (в середине, в конце)». Цель: Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова. Материал: Игра проводится в словесном варианте. Ход игры: Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок). Аналогично игра проводится по другим темам. Игра «Два дома». Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком. Материал: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук. Ход игры: — Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» — в зеленый дом. «С» — роса, сова, нос, сом. «Сь» — поросенок, сирень и т.д. Игра «Цепочка слов». Цель: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове. Материал: Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте. Ход игры: — Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди. Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д. Игра «Для чего нужен предмет?» Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах. Материал: Тексты чистоговорок. Ход игры: — Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите: «Са-са-са – живет в лесу… (оса, лиса) Со-со-со – катилось… (колесо) Су-су-су – я беру… (косу) Сы-сы-сы – жало у … (осы)». 5 раздел. Игра «Кто откуда?» Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи. Ход игры: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их необходимо отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ. Игра «Рисунки по кругу». Цель: Развивать детское творчество (во время рисования и при составлении рассказов). Ход игры: В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребёнку. Получив от соседа начатый рисунок, ребёнок продолжает его в течение 1-2 минут и передает дальше. Выполненные таким круговым способом рисунки служат великолепной опорой для придумывания фантастических рассказов, небылиц и прочих «продуктов» литературного творчества. Игра «Снежный ком». Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора. Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д. По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их. Игра «Что лишнее?» Цель: Совершенствовать доказательную форму речи. Материал: Предметные картинки. Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь). - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему? Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица. Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д. Игра «Если бы…» Цель: Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь. Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.) «Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?)
|