Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Малинина Виктория Александровна | |||
23.08.2015 12:38 | |||
Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Средства: игры (развивающие, подвижные), элементыпсихогимнастики. Занятия проводятся в малых группах (по 5-6 человек), продолжительность занятия 20- 30 минут.
Для ребенка игра — это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Л.С. Выготский главное значение детской игры видел в формировании опосредствования и, тем самым, в коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина о закономерностях функционального развития деятельности, рассматривал игру, как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения. Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом становится доступным ребенку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности, благодаря игре, приобретают сенсомоторные функции, память, поведение. Поэтому основным средством программы являются игры, как развивающие, так и подвижные. Каждое занятие длится 20-30 минут. Игры в программе расположены от более простого к более сложному. Начинать надо с простых, постепенно усложняя задания. I квартал Внимание Цель: развитие переключаемости, концентрации внимания. Игры, упражнения. «Что слышно?», «Ручеек», «Слушай звуки», «Найди различия», «Совушка — сова», «Смотри на руки», «Четыре стихии», «Будь внимателен», «Кто быстрее», «Пальцы», «Рисуем город», «Слушай команду», «Воробьи и вороны», «В магазине зеркал», «Кого назвали, тот и лови», «Летает — не летает». Память Цель: развитие слуховой и зрительной памяти. Игры, упражнения. «Повтори за мной», «Что изменилось?», «Испорченный телефон», «Слушай и исполняй», «Собери картинку по образцу», «Опиши по памяти», «Художник», «Запомни фигуры», «Кто что делал — повтори», «Перескажи сказку». Мышление Цель: развитие способностей сравнивать и классифицировать. Игры, упражнения. «Найди различия», «Противоположность», «На что похоже», «Чум похожи и чем различаются?..», «Разложи картинки по смыслу», «Чем похожи эти загадки». «Ну-ка. отгадай!», «Дорисуй и назови предмет». Воображение Цель: развитие фантазии, представлений. Игры, упражнения. «Сказка по кругу», «Где мы бывали, что повидали?», «Дорисуй фигурку», «На что похоже?», «Мозаика», «Чудесный лес», «Палочки», «Свободный танец», «Изобрази зверя», «Представь и нарисуй», «Мешок гнома». Восприятие Цель: развитие тактильного восприятия. Игры, упражнения. «Чудесный мешочек», «Чья рука?», «Угадай и назови предмет», «»каков предмет на ощупь», «игра для разогрева», «холодное — горячее». II квартал Внимание Цель: развитие произвольности внимания, его объема. Игры, упражнения. Кто летает?» «Найди два одинаковых предмета», «, «Волшебное слово», «слушай и исполняй», «Повтори за мной», «Разведчики», «будь внимателен», «Зеваки», «Канон», «Слушай хлопки», «узнай по голосу», «Море волнуется», «Ручеек», «Кто знает, пусть дальше считает». Память Цель: развитие ассоциативной и моторно — слуховой памяти. Игры, упражнения. «Запомни позу», «Кто за кем?», «Зеркала», «Тень», «Запомни свое место», «Запомни движение», «Вот так позы», «Художник», «Узнай на ощупь», «Вспомни, кто что делал». Мышление Цель: развитие способностей к анализу и синтезу. Игры, упражнения. «Сложи картинку», «Назови целое», «Сложи узор», «Занимательные вопросы», «Пустой квадрат», «Дорисуй и назови предмет», «Картинки — загадки», «Что лишнее?», ^Определения», «Составь фигурку из палочек». Восприятие Цель: развитие слухового и зрительного восприятия. Игры, упражнения. «Точечки», «Разрезные картинки», «Муха», «Угадай, что...», «Игры с мячом». Воображение Цель: развитие творческого воображения. Игры, упражнения, «Мешок гнома», «Станцуй, как...», «Чего на свете не бывает», «Нарисуй с помощью фигур», «»Что будет, если?..», «Занимательные вопросы», «Что случилось потом?», «Кляксы». Ill квартал Внимание Цель: развитие произвольного внимания, повышение его устойчивости. Игры, упражнения. «Путаница», «кто быстрее», «Слушай и исполняй», «Воробьи и вороны», «Слушай команду!», «Смотри на руки», «4 стихии», «Совушка — сова», «Кого назвали — лови», «Встань, у кого есть...», «Узнай по голосу», «Найди различия», «Что катится?», «Ручеек», «По новым местам». Память Цель: развитие образной, слуховой и зрительной памяти, Игры, упражнения. «Что изменилось?», «Слушай, запоминай, исполняй», «Зеркала», «Вспомни и собери по образцу», «Кто что делал?», «Запомни порядок», «Повторяй за мной», «Имена по кругу», «опиши по памяти», «Разведчик», «Художник», «Перечисли предметы». Мышление Цель: развитие фантазии, свободы представлений. Игры, упражнения. «Общий рисунок на заданную тему», «Чего не хватает на картинке», «Свободный танец», «На что похоже», «Как можно применить этот предмет?», «Сказка по кругу», «Придумай и нарисуй», «Чего на свете не бывает?». Восприятие Цель: развитие целостности восприятия. Игры, упражнения. «Чего не хватает?», «Назови целое по его части», «Муха», «Силуэты», «Разрезные картинки», «Угадай друга на ощупь». План — программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
|