Методичка "Воспитательные возможности детского клуба" |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Исаева Ольга Сергеевна | |||
16.08.2015 14:19 | |||
Методичка "Воспитательные возможности детского клуба" Оглавление Введение Глава 1. Культурно-исторический анализ методики воспитательной работы 1. 1 Методика воспитательной работы А.С. Макаренко
1. 2 Методика воспитательной работы В.А. Сухомлинского 1. 3 Неклассическое воспитание О.С. Газман 1. 4 Воспитательный отряд В.П. Крапивина «Каравелла» 1. 5 Выводы Глава 2. Теоретические предпосылки методики воспитательной работы Заключение Список литературы Введение Данная работа посвящена проблемам талантливых, профессионально подготовленных детей, а точнее, их отношениям с миром взрослых. Вполне понятно, что талантливые дети, имеющие значимые достижения уже в детском и юношеском возрасте, так или иначе, занимаются профессиональной деятельностью. И это действительно профессиональная деятельность. Это могут быть гастроли по стране и за рубежом, участие в международных соревнованиях, все это, по большому счету, есть защита чести и достоинства Родины. Возникает вопрос, в каких же институциях и какими нормативными актами обеспечивается эта деятельность. Существует целая система социальных и учебных институтов, созданы замечательные методики, которые готовят талантливых детей к профессиональной деятельности, которые вводят детей в эту деятельность, но, окончательно в профессиональную она не превращается, так как есть ряд обстоятельств, сдерживающих и ограничивающих ее. Цели этой деятельности у детей и взрослых расходятся. Одаренных, талантливых детей в учреждениях дополнительного образования достаточно много, причем одаренных в разных областях — и поют, и танцуют, и играют на музыкальных инструментах. Такие дети, как правило бывают очень ответственны, не пропускают занятия и добиваются высоких результатов. Это конечно положительно, т.к. ребенок получает большой жизненный опыт, становится успешным. Такие дети, как правило, привлекаются для участия в концертных выступлениях на городских праздниках, торжествах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». [1] Эти слова как нельзя, кстати, характеризуют ту ситуацию, когда профессиональные компетентности педагога оцениваются по результатам подготовки, проведения, и участия воспитанников в конкурсах различного уровня, от городских, региональных, до российских и международных, где они получают дипломы победителей. Безусловно, детям это очень нравится, это поднимает их авторитет в глазах сверстников, они получают свою долю аплодисментов, в профессиональном становлении детей происходит их личностное становление, самореализация. Регулярные занятия отнимают очень много времени у ребенка. Дети занимаются до семи раз в неделю. И нельзя не отметить тот факт, что это происходит в ущерб занятиям ребенка в школе, либо его личному свободному времени. Или просто, в силу своей детской неорганизованности, ребенок не успевает в школе. А у взрослых неуспешность в школе ассоциируется с полной неуспешностью ребенка. И всё же, по большому счету, профессиональная деятельность детей и их педагогов не оценивается адекватно затратам, несет налет рабской сущности. Да и сами дети, — сила, которая уже пришла на смену творцам культуры, живут не по правилам профессионального сообщества с общей массой творцов, и это не позволяет им действовать более продуктивно. Юный профессионал не может открыть счёт в банке, оформить собственность, устроиться на работу или принять на работу другого. До четырнадцати лет ребенок неполноправен, а после четырнадцати — частично. Он не может выстроить свои отношения с наставником (педагогом или тренером) в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. Таким образом, дети, а точнее их профессиональная деятельность вступает в противоречие с нормативными отношениями, в которых эта деятельность происходит. С другой стороны, выстроить такие законы и отношения в обществе, чтобы юные профессионалы могли вливаться в профессиональное сообщество натурально, нельзя. Дети не могут жить по тем же законам, что и взрослые, просто в силу их биологического возраста. Да и взаимодействие педагог-ребенок требует особого (педагогического) отношения. Так мы получаем проблему, — неснимаемое противоречие. Вокруг этого противоречия и разворачивается акт воспитательной работы с юными профессионалами. Этот «разрыв» является основным содержанием в этом аспекте воспитательной работы. Исследованию этого противоречия и поиску путей его разрешения и посвящена данная работа. Целью работы является поиск методики разрешения возникшего противоречия. Объектом нашего исследования являются отношения юного профессионала, вступившего во взаимодействие со взрослым сообществом. Предметом — методика выстраивания этих отношений, как акт методики воспитательной работы. Гипотеза: наиболее оптимальной формой, в которой должны протекать отношения юного профессионала со взрослым сообществом, может стать общественная детская организация с юридическим статусом, которая возьмет на себя и функции взрослого, и функции ребенка. Организация, выступающая, с одной стороны, как совокупный взрослый, а с другой, как совокупный ребенок. Это будет место, где еще не достигший совершеннолетия ребенок, может перепоручить свои права детской организации и научиться тем отношениям, в которые ребенок вступит, став взрослым. С другой стороны, через эту организацию ребенок «вливается» в профессиональную среду. Для проверки и обоснования данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
При решении задач мной были проанализированы методики воспитательной работы, разработанные такими знаменитыми педагогами, как Макаренко, Сухомлинский, Газман, Крапивин. Этот анализ сложился в определенную схему, которая, на наш взгляд, помогает понять суть детской организации, ее содержание. Объектом практического изучения разработанной методики является Региональная детская, молодежная организация Красноярского края (РДМ ОО КК) «Альтернатива», созданная при экспериментальной школе «Поиск» [27]. Данную организацию мы условно будем называть клубом. Клуб для нас — это детский коллектив. Для построения рекомендаций по перепроектированию и эффективности воспитательной практики были разработаны схемы, способы реализации. Таким образом, гипотеза подтверждается практикой клуба «Альтернатива». Методы исследования:
В этапах моей работы можно было выделить следующее:
Работа, в большей степени, носит теоретический характер, и в этом ее значение. Для практики она полезна методом, который позволяет определять продуктивность воспитательного значения для данного или иного воспитательного учреждения, и выстраивать воспитательную работу необходимым образом. К результатам можно отнести: понимание сути методики воспитательной работы и построение ее теоретической схемы. Применение схемы к проблемам практической деятельности одаренных и талантливых детей. А также, анализ деятельности Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива». Проведен тренинг проектирования детьми деятельности детского клуба и намечено перепроектирование его деятельности по некоторым направлениям. Апробация: предварительный замысел работы был опробован на Краевой научной конференции молодых ученых и студентов «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии», Красноярск, КрасГУ, 2005. Материал сдан в печать. Структура работы: работа содержит введение, три главы, заключение и список литературы. Первая глава содержит четыре части. В первой главе делается культурно-исторический анализ методик воспитательной работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, О.С. Газмана, В.П. Крапивина. Во второй — теоретическое обобщение. В третьей — исследуется опыт работы Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива» с целью подтверждения гипотезы и перепроектирования ее деятельности по некоторым направлениям. Таким образом, на защиту выносится: 1). Построение обобщенной схемы сути методики воспитательной работы в той части, которая касается детских организаций. 2). Культурно-исторический анализ выдающихся педагогов, позволяющий сделать вывод о воспитательном значении детских организаций. 3). Анализ деятельности Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива» и перепроектирование ее деятельности по некоторым направлениям. Глава 1. Культурно-исторический анализ методики воспитательной работы Основным назначением воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. Воспитательная работа с детьми должна быть организованна особым образом. А.С. Макаренко говорил: «… неопределенность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей». [9] Воспитание определяют как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника. Педагог (воспитатель) признан оказывать воспитательное воздействие на детей. А что происходит с детьми, когда их воспитывают? Как говорил Максимилиан Волошин: «… из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание — наибольшим». [19] Отсюда вытекает проблема воспитательной работы. Каким бы особенным не был воспитатель для абсолютно всех детей, его прямое воспитательное воздействие может быть обречено на неуспех. Современный воспитательный процесс должен, с одной стороны, стать наиболее эффективным, приносить видимые плоды, а с другой стороны, быть ненавязчивым и незаметным. Иначе может возникнуть вообще — сопротивление воспитанию. Как говорил А.С. Макаренко: «Метод воспитания — это инструмент прикосновения к личности». [12] А разве можно назвать прикосновением к личности большинство рекомендуемых методик, которые сводятся к описанию и инструкциям всяких обязанностей и планов. Так возникает проблема метода воспитания, что и отмечал Макаренко. Современное воспитание должно ставить современные задачи, и пользоваться современными методами, и средствами для их решения. Попытаемся понять причину успешности воспитательных методик известных педагогов, понять их современную суть и причину успешности. 1. 1 Методика воспитательной работы А.С. Макаренко Антон Семенович Макаренко — выдающийся советский педагог, живший и работавший в начале ХХ века, и разработавший свою, довольно уникальную, методику воспитательной работы. Понять и глубоко осмыслить опыт и идеи А.С. Макаренко можно лишь на основе глубокого проникновения в суть методологической концепции советской педагогики — марксистско-ленинского учения о воспитании как общественном явлении. Суть этой концепции в единстве жизни и воспитания детей. Как дети живут, так они и воспитываются. И.Ф. Козлов говорил «смысл опыта А.С. Макаренко, да и всего дела коммунистического воспитания, сводится к тому, чтобы превратить сложные и трудные обязанности детей, которые предъявляются им задачами коммунистического воспитания в интересах их будущего и будущего всего общества, в источник и условие детской радости, и стимул их жизнедеятельности. В этом сущность методики воспитательной работы». [7] Я вижу сущность методики воспитательной работы А.С. Макаренко немного в другом. Но об этом чуть позже. В начале хотелось бы вкратце описать деятельность Антона Семеновича, и точку зрения исследователей его педагогического опыта. А.С. Макаренко был хорошим педагогом-практиком. [26] Антон Семенович создал два образцовых педагогических учреждения — колонию имени А.М. Горького и коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Тысячи правонарушителей-беспризорных он не только поднял «со дна» и вернул к жизни, но и воспитал передовыми гражданами своего Отечества. Макаренко имел перед собой ясную программу новой человеческой личности; он включал воспитанников в разнообразные явления жизни, соответствовавшие поставленным целям воспитания, как в задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами их жизни, так организуя поведение и отношения воспитанников в процесс их решения, что попутно с выполнением этих задач достигались и воспитательные цели, закреплялись и совершенствовались ранее приобретенные качества и приобретались новые. [12] Внешне это была обычная, в советских условиях, жизнь детей, а по существу она-то и была школой воспитания. Каждый шаг этой «коммунистически» воспитывающей жизни был организован педагогически целесообразно, а каждое ее движение учитывалось Макаренко, оценивалось и направлялось им в соответствии с поставленными целями. Создание воспитательного коллектива позволило Макаренко сделать некоторые открытия — коллектив стал школой воспитывающей жизни. Решение жизненных задач того времени, стоящих перед коллективом, требовало от всех колонистов единства действия, организованности, дисциплины, и эти важнейшие воспитательные задачи стали заботой не только Макаренко, а уже делом всего коллектива. [9]. Коллектив стал уже сам интересоваться поведением своих членов, требовал от них такого отношения к делу, которое помогло бы решению общих задач, соответственно организовывал их, оказывал помощь и исправлял, если это вызывалось необходимостью. Общественное мнение единого организованного и целеустремленного коллектива стало регулятором всего жизненного поведения воспитанников, а его влияние в ряде случаев даже систематичней и эффективней, чем непосредственное влияние педагога. Основной путь воспитательной работы по Макаренко таков: «Создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность» [13]. Антон Семенович разработал теорию воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом Макаренко назвал такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований общественного развития. Такой коллектив, являясь общим и основным методом педагогически целесообразной организации жизни детей, вместе с тем является и основным методом организации воспитания подрастающих поколений [16]. Воспитательный коллектив — это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определенный тип людей, т.е. достигаются определенные воспитательные цели. «…Наш путь единственный, — писал А.С. Макаренко, — упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики». [15] Я рассматриваю значение коллектива немного в другом ракурсе, возможно в более пригодном, для современной педагогики. Говоря о педагогике Макаренко, многие относятся к ней с уважением, понимая, что Антон Семенович, действительно внес в развитие советской педагогики много нового, но, тем ни менее, как о канувшей в лету, вместе с советскими временами и советскими взглядами; такой же не актуальной и архаичной как коммунистическое отношение к жизни. Я рассматриваю детский коллектив как средство защиты детей, их интересов и взглядов; идею сообщества как способа защиты! А с другой стороны, сообщество есть идея предъявления позиции к миру, оно реально дает ребенку такую возможность. В колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского вопрос жизнеобеспечения воспитанников был связан с трудовым производством. Это был предельно современный, сложный, свободный труд. Он являлся основой жизнедеятельности ребят. А если сказать еще более точно это была непосредственная жизнь детей, а не труд как трудовая повинность. Воспитанники трудом обеспечивали свою жизнь: питались тем, что посадят и вырастят, могли ловить рыбу [14]. А современный общественно значимый труд, такой как изготовление фотоаппаратов «ФЭД», расценивался как труд на благо общества. И этот значимый труд делал детей значимыми в своих же глазах и в отношениях со взрослыми, необходима только коллективная форма предъявления детской позиции. Такой коллектив и рассматривает Макаренко, именно это делает его методику актуальной сейчас. Коллектив выступает как механизм оформления позиции (самого сознания), форма идеи взгляда на мир. А взгляд может быть различным (коммунистическим, как при Макаренко, или любым другим). В колонии и коммуне, как месте образования коллектива, боязнь личной ответственности была заменена коллективной успешностью. Коллектив может всё! — значит ты можешь всё! В этом месте коллектив выступает как способ защиты. Существовала коллективная ответственность за собственное жизнеобеспечение. И сегодня, на мой взгляд, необходима коллективная форма предъявления хрупкой детской позиции, к примеру, такой как Региональная детская, молодежная организация Красноярского края (РДМ ОО КК) «Альтернатива», и современный, социально значимый труд, превращающий детей в значимых. Значимым в отношениях со взрослыми, значимых в своих глазах. Клуб — это тот же самый коллектив, но с другим содержанием. Позицией данного коллектива является успешность. И это, возможно, позволило бы юным профессионалам, проблемам которых посвящена данная работа, вступать во взрослое сообщество, как полноправные его члены. 1. 2 Методика воспитательной работы В.А. Сухомлинского воспитательный педагог детский клуб Василий Александрович Сухомлинский — выдающийся педагог советских времен, придававший коллективу большое воспитательное значение. Но говорить о взглядах Сухомлинского на коллектив — значит говорить об отношении Сухомлинского к Макаренко. Он преемник Макаренко в точном смысле слова, он воспитывался и формировался как педагог под сильнейшим влиянием идей Макаренко. Он писал не раз о том, как любит Макаренко. Все совпадает в облике двух педагогов: их любовь к детям и их строгость; их любовь к литературе, страсть к педагогике; их непреклонность во всем, что касается детей; их стойкость в отстаивании своих взглядов; их глубокое доверие к собственному опыту; их многолетняя преданность школе; их стремление к теоретическому осмыслению опыта… [22] Да и просто жизнью своей Сухомлинский продолжал Макаренко. Одна из самых первых книг В.А. Сухомлинского называлась «Воспитание коллективизма у школьников». В ней Сухомлинский не сказал ничего такого, что он позже опроверг бы или как-то переменил. Вообще, педагогические взгляды Сухомлинского не претерпели значительной эволюции, ему не приходилось пересматривать свои убеждения, отказываться от высказанных прежде положений. Писать он начал уже сложившимся педагогом. И он слишком серьезно относился к своей работе, чтобы высказывать что-то, что не было бы продумано годами, если не десятилетиями. Но и в первых книгах, и в последних Сухомлинский придает воспитанию коллективистских навыков самое большое значение. Он еще больше расширяет значение коллектива в воспитании детей, показывая, например, какую важную роль играют коллективные эмоции, совместные переживания детей, как взаимное — только в коллективе имеющее место — общение детей обогащает их духовную жизнь. Для Сухомлинского детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная общность, эмоциональная общность, организационная общность [20]. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, — считал Сухомлинский, — когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». Почти в каждой своей работе Сухомлинский вновь и вновь говорит о роли воспитателя в детском коллективе. [23] Да, воспитание в коллективе — о другом Сухомлинский и не говорит, — но ход его целиком на ответственности воспитателя. Воспитатели-теоретики порой не учитывают, что детский коллектив — сильнейшее средство воспитания, даже можно сказать могучее, такое, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети — не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все с осторожностью; воспитатель никогда не должен выступать из-под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых служит справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей. И от того, что воспитание в коллективе стало, по выражению Сухомлинского, азбукой, которую дети и воспитатели «изучают» куда легче, чем во времена Макаренко, в педагогике Сухомлинского появляется возможность — и в этом, может быть, и состоит заслуга Макаренко! — идти дальше, ставить новые задачи, переходить от «азбуки» ко все более сложным «текстам», ко все более тонким отношениям внутри коллектива, к усложнению, обогащению духовной жизни коллектива. [20] Макаренко много раз предупреждал, говорил, настаивал, что воспитание в коллективе вовсе не означает нивелировку детей, подгон под один шаблон и т.д. Смысл воспитания в коллективе, по его мнению, в расцвете личности ребенка. Обществу нужны, прежде всего, самостоятельные, отвечающие за свое поведение, яркие личности. [16] Вот эту сторону коллективизма исследует и разрабатывает Сухомлинский. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей. Для Сухомлинского путь к богатству духовной жизни коллектива очень сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему богатству коллектива, от него, к влиянию на индивидуальное духовное богатство — и вновь к увеличению частного вклада в общий фонд. И так до бесконечности. [21] Там, где порой видят одно отношение: влияние коллектива на личность — там Сухомлинский устанавливает двусторонние отношения, говорит о влиянии личности на коллектив. А я могу заметить еще одну взаимосвязь: обычно говорят, какую огромную роль играет коллектив в воспитании детей, но не менее значимую роль играет коллектив в общественной жизни детей; коллектив, как оформление позиции ребенка, значимой для взрослого. Коллектив является промежуточной стадией существования детей. К коллективному мнению, пожеланиям, позиции всегда будут относиться внимательнее, чем к одному ребенку с его запросами. 1. 3 Неклассическое воспитание О.С. Газман Олег Семенович Газман (1936-1996) известный ученый, педагог и общественный деятель-реформатор. Он является автором уникальной системы организации летнего отдыха детей, руководил детским лагерем ЦК ВЛКСМ «Орленок» в пору его необычайно высокого творческого взлета. Газман — создатель мощной воспитательной практики, рожденной собственными идеями. О.С. Газман, работая во Всероссийском пионерском лагере «Орленок», наблюдал и исследовал такое образование, как временный коллектив. Временное объединение такого типа интенсивно формируется в коллективе благодаря насыщенности каждодневного длительного общения в разнообразной деятельности, в том числе в процессе бытового общения. В таком коллективе могут быстро завязываться внутренние связи. Благодаря частому взаимодействию первичных коллективов-отрядов, в пионерском лагере увеличивается и плотность связей между ними, а это связывается на качественных характеристиках всего «большого» коллектива. [2] Еще особенность временного коллектива в том, что он состоит из членов различных постоянных коллективов (ученических и семейных). Отрыв от семьи, привычных связей и отношений, с одной стороны, удовлетворяет потребность школьников в самостоятельности, в стремлении уйти от запретов и ограничений, с другой — делает ребенка на некоторый период незащищенным. С одной стороны, он должен вновь самостоятельно устанавливать связи и отношения с товарищами, утверждать себя, свою роль и позицию, с другой — естественно тянется к взрослому, воспитателю. Последний в таких условиях должен заменить в известном смысле ребенку родителей, а коллектив сделать семьей, в которой каждому бы было тепло и уютно. Определенная часть подростков не принимает по различным причинам моральные ценности и установки постоянного коллектива. Попадая во временный коллектив с неизвестными ему сверстниками, подросток часто не считает необходимым действовать в рамках установок своего постоянного коллектива. Такое «освобождение» происходит обычно только в первый период становления временного коллектива. Зная это, при установлении законов, традиций временного коллектива необходимо создать такую обстановку, использовать такую методику, чтобы ребенок принимал участие в создании законов и требований коллектива. Этот новый опыт восприятия коллективных отношений не пройдет для него бесследно. Дети, являясь членами различных постоянных коллективов, приносят с собой разнообразную информацию об их жизни, об отношениях людей между собой, о взаимоотношении полов. Устанавливая контакты, они обмениваются познаниями в области науки, техники, литературы и искусства, передают другим различные навыки и умения. Руководство обменом такой информацией, руководство культурой общения в быту — специфическая задача воспитателя временного коллектива. Временные коллективы, функционирующие в каникулярный период, имеют большие возможности удовлетворения духовных, эстетических потребностей школьников, их интереса к природе, к спорту, к художественному творчеству, предоставления каждому интересных ролей, ответственных поручений, так называемых дел по душе. Сам по себе временный коллектив является перспективой для школьника, «завтрашней радостью», которую он ждет в течение года. Психологически, эмоционально он настроен положительно к новому коллективу, что связанно не только с ожиданием новизны впечатлений от встреч с новыми людьми, но и с переменой основного вида деятельности. Перед педагогом встает задача не разочаровывать школьника, по возможности удовлетворить «ожидаемую радость». Краткий по времени характер деятельности коллектива, строгие рамки начала и завершения совместной жизни, деятельности и переживаний — благоприятный фактор, дающий школьникам возможность увидеть результаты своего труда и работы всего коллектива. Особое значение приобретает во временном коллективе правильная позиция воспитателя, его личные качества. Дети находятся в тесном контакте с педагогом в самой различной деятельности с раннего утра до позднего вечера. Здесь невозможно «отработать» свои часы, быть и казаться. Вся обстановка, особенности бытового общения обнажат перед детьми истинное лицо наставника. [4] Это лишь некоторые особенности временных коллективов, которые определяют возможности их воспитательное воздействие на личность школьника. Газман смог отметить важные условия успешного функционирования временных коллективов.
О.С. Газман в своей педагогической деятельности большое значение уделяет исследованию временного коллектива. Своеобразием процесса развития временного коллектива старшеклассников (имеется в виду лагеря труда и отдыха, спортивного лагеря, туристской группы) является его интенсивность, обусловленная необычными условиями жизни, разнообразием видов деятельности, насыщенностью общения ребят. Наконец, тем, что временный коллектив для них, по существу, единственный на протяжении всего своего существования. Вместе с этим интенсивность и быстрота протекания процесса развития временного коллектива не только не мешают, но помогают исследователю фиксировать некоторые наиболее типичные свойства и проявления, характерные для жизнедеятельности всякого детского коллектива. Временный коллектив в процессе своего функционирования переживает ряд сменяющих друг друга нравственно-психологических состояний. Их учет и планомерное изменение — важнейшее условие эффективности воспитательных воздействий. Можно выделить четыре таких состояния: первоначальной адаптации; конфликтов во внутриколлективных отношениях; морально-волевого напряжения, связанного с сознательным стремлением к реализации коллективных целей; активной интериоризации коллективных ценностей. Старшеклассники, как правило, приходят во временные коллективы с желанием удовлетворить самые разнообразные потребности: и в новых впечатлениях, ив общении, и в эстетических наслаждениях. Выбор какой-то одной опорной точки обусловлен как специфическими функциями данного коллектива, теми воспитательными задачами, которые здесь решаются, так и степенью той актуальности, которую имеет та или иная потребность для всех членов коллектива в начальный период. Основным побуждением, которое направляет поведение новичков в первые дни жизни временного коллектива, является потребность в адаптации — в информации о нормах, требованиях нового коллектива, о своем положении в нем. С целью утоления «информационного голода» школьники с желанием вступают в деятельность, интенсивно устанавливают связи друг с другом и с воспитателями. Основные аспекты педагогического вмешательства в процесс развития детского коллектива на этом этапе его жизни: во-первых, возникает задача организации общения детей в связи с выработкой общих целей, задач, перспектив совместной деятельности, выработкой норм, требований коллектива по отношению к каждому. Организация коллективного планирования совместной работы, обсуждение и утверждение на общих собраниях норм взаимных отношений, законов совместной жизни особенно важны. В этом случае у членов коллектива воспитывается чувство хозяина, удовлетворяется возрастная потребность в самостоятельности. Предоставление каждому возможности высказать свое мнение создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе. Во-вторых, необходима специальная организация общения с целью помочь членам коллектива быстрее узнать друг друга, познакомится с воспитателем. При этом важно так организовать это общение, чтобы школьники раскрывали друг перед другом в своих лучших проявлениях. На базе создания привлекательного образа нового коллектива и предоставления школьникам самостоятельности в выработке общих задач и законов жизни педагогическая цель эмоционально принимается коллективом. Коллектив переходит в новое психологическое состояние. Важным средством постановки коллектива в позицию субъекта регулировки внутриколлективных отношений может стать общее собрание. Оно способно стимулировать выработку правильной оценки отношений в коллективе, принятие этой оценки всеми, если на собрании умело сочетается педагогическое убеждение с созданием атмосферы откровенности, возможности каждому высказать свою точку зрения. В процессе осознания значения коллективной деятельности, поступков товарищей с точки зрения перспектив жизни данного коллектива и общественной морали возникает состояние общего стремления к реализации стоящих перед коллективом задач. С появлением субъективно принятой большинством общей цели коллектив переходит на новую стадию своего развития, характеризующуюся сознательным и волевым стремлением к достижению успеха в совместной деятельности, имеющий общественный смысл. Вместе с тем успех коллектива в реализации общественно важных целей повышает его значимость в глазах ребят, вызывает чувство гордости коллективом, уважение к нему. Отсюда возникает желание соответствовать там нравственным образцам, ценностям, идеалам, которые одобряются данным коллективом. На завершающем этапе развития временного коллектива его нравственно-психологическое состояние, включая выработанное в предыдущие периоды критическое отношение к коллективной жизнедеятельности и в то же время уверенность в своих силах, веру в успех, обеспечивает условия, побуждающие ребят к работе над собой, к самовоспитанию. В этот период коллектив существует для каждого как источник самовоспитания, как инструмент развития индивидуальности. Успех идеальных побуждений, положительные результаты деятельности, достигнутые в предшествующий период, повышают реальную самооценку школьников, актуализируют гражданские мотивы, стимулируют воспитание качеств, необходимых для активной общественной позиции в жизни. Коллективное сознание характеризуется возникновением единого общественного мнения. Установка на самовоспитание, желание действовать и за пределами данного коллектива в соответствии с его идеалами сохраняется, если удается, во-первых, предоставить каждому возможность через коллектив осознать себя, свои возможности, свою жизненную позицию; во-вторых, увлечь формами и методами самовоспитания; в-третьих, создать условия каждому для самостоятельной деятельности в соответствии с принятой активной общественной позицией и индивидуальными особенностями личности. «Рассматривая коллектив в качестве средства воспитания, пытаясь проникнуть в механизм влияния его на ребенка, мы обращаемся к явлениям группового сознания, к той новой силе, которая рождается в результате взаимодействия членов коллектива, в результате реализации ими совместных целей». [3] Коллективное образование (групповые нормы, ценности, общественное мнение, настроения) воздействуют на членов коллектива не как отдельно взятые факторы, а как реально существующее интегративное целое — через коллективное сознание. Целостный, системный подход к изучению явлений общественного и индивидуального сознания в науке становится ведущей тенденцией времени, ибо не просто «те или иные идеи взгляды, представления и чувства в отдельности оказывают непосредственное воздействие на деятельность людей, а их сплав, то есть те образования, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств». [24] Как общественное, так и коллективное сознание как целостное образование всегда что-то испытывает, переживает, оценивает, т.е. находится в том или ином состоянии. Коллективное сознание как отражение действительности в каждый переживаемый коллективом период не существует аморфно, а фиксируется, концентрируется в конкретном своем состоянии. Психологическое состояние коллектива, состояние его сознания выступают связующим звеном между отражением действительности и деятельностью людей по изменению этой действительности. Испытывая определенные состояния, детский коллектив играет роль активной силы в регулировании поведения ребенка. Понять, предвидеть варианты воздействия коллектива на личность возможно, познав не только эту личность, но и содержание и направленность состояния коллективного сознания в данный момент. Состояние, которое переживает коллектив в данный период, обусловлено всем предшествующим опытом коллективной жизни, оно выступает как интеграция, продукт, итог всех предшествующих состояний, а также факторов данной конкретной ситуации. Таким образом, психологическое состояние коллектива выступает как объективный фон, в котором закодирована готовность членов коллектива (или отсутствие таковой) к действию, к достижению совместных целей, т.е. состояние выступает как установка, как инструмент ориентации на будущее. О.С. Газман рассматривает клуб как новую организационную форму воспитательной работы. [2] Новые воспитательные задачи нельзя решать устаревшими методами и в отживших организационных формах. Важным отличием современного подхода к воспитанию является то, что оно не может принудительным. Детей нельзя обязать «воспитываться». Процесс воспитания — принципиально добровольный. Так же это должен быть взаимно открытый процесс, где все участники гласно определяют свои позиции, вырабатывают цели роста и открыто обмениваются методами своей деятельности, направленной друг на друга. Без этого механизм воспитания как взаимодействия по поводу самоопределения не срабатывает. Без отношения к позиции друг друга, без взаимной критики нет стимула к самосовершенствованию. Отсюда О.С. Газман выделяет новый подход и к методике, и к организационным формам воспитания. [2] Начинает говорить о формировании первичного воспитательного коллектива не на классно-урочной, а на производственно-трудовой основе. Здесь должны ставиться все основные задачи духовного роста личности и перспективы развития коллектива. На этой базе возникают и дружба, и взаимопомощь, и воспитание гражданственности. Опыт отечественной школы и демократической системы воспитания за рубежом выдвигает в качестве весьма перспективного направления клубную форму жизнедеятельности ребят. Традиционную школьную жизнь можно разделить на академическую (учебную) и клубную (собственно воспитательную). Клуб — это общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами и имеющая своей задачей воспитание, самообразование и развитие творческих способностей. Школьный клуб — это добровольное объединение детей, учителей, родителей и других лиц, выразивших желание состоять его членами и принятых в него общим собранием на основе закрытого голосования. В клуб могут входить жители микрорайона, люди всех возрастов, которые интересны друг другу. Школьный клуб служит преодолению разрыва между детским и взрослым обществом, для взаимопомощи в развитии, в преобразовании себя и окружающего мира на основе подлинного самоуправления. Все объединения, входящие в клуб, все его члены берут на себя обязательство выполнять законы клуба. Основные направления деятельности клуба: помощь школьникам в самоопределении; удовлетворение общественных, спортивных, художественных, технических интересов в кружках, секциях, самодеятельных группах; забота о социальном окружении. Клубная форма жизни открывает простор для борьбы мнений, дискуссий вокруг участия в тех или иных гражданских акциях, дает возможность отстаивать свои идеологические позиции в ситуациях выбора дела, линии поведения, оценки поступка. Также Газман подчеркивает, что в клубе открывается широкое поле для содружества всех поколений: людей разных возрастов, разных интересов, разного общественного положения. Это благоприятная почва для освоения социального опыта и культуры. Тем самым и идеи сотрудничества и методики коллективного творческого воспитания обретают новую силу. Работа клуба заключается в следующих направлениях: защита личности ребенка, его суверенитета в школьной жизни; забота о его физическом, психическом, нравственном здоровье; побуждение детей к самообразованию и самообслуживанию в школе и классе; ведение документации. Клуб может увлечь не только малышей, но и старшеклассников, и подростков. Ведь клуб — это и форма демократизации школьной жизни, и увлекательное направление общественной активности, и форма включения в производительный кооперативный труд. И здесь методика коллективного творческого воспитания — незаменимое средство. [25] 1. 4 Воспитательный отряд В.П. Крапивина «Каравелла» Владислав Петрович Крапивин — это замечательный детский писатель. Писательское своеобразие В.Крапивина основывается не только на литературных традициях, но на его жизнедеятельности в целом. Истоки его находятся в детстве писателя. Он рос в семье педагога, мечтал о мореходке, не менее сильной была и тяга к сочинительству, литературе. Отсюда соответствующее воспитание и самовоспитание, склонности, способности, мечты. [8] Затем он получил журналистское образование, работал по специальности, начал заниматься литературной деятельностью, а заодно наблюдал жгучий интерес к детям и их проблемам. Впрочем, это уже направление его литературной деятельности, с самого начала. И с самого начала о нем следует говорить как о писателе, с одной стороны, и о педагоге, о вожатом подростков, с другой. [6] У В. Крапивина на первом плане всегда была человечность, доброта и подлинная гражданственность, искреннее уважение к мальчишкам, помогающее сохранять детскую непосредственность и понимать ребячью психологию. Создание значительных положительных героев, соответствующих нашему времени, позволяющих ставить их в один ряд с гайдаровскими… В.Крапивин непримиримо страстно выступает против социально-классовых болезней 70-80-х годов: авторитарного бюрократизма, администрирования во всех сферах жизни, омещанивания и «показушной» парадности… Он видит, как все это ранит, калечит детей с их обостренным чувством справедливости — сильнее, чем взрослых. [17] В своем творчестве писатель твердо следует принципу: воспитывает то, что близко… воспитывает то, что вызывает уважение и восхищение… «По моему мнению, современному подростку не хватает некоего нравственного стержня, понятия о рыцарстве, мальчишеском благородстве… Ему не хватает твердости характера, убеждений, стремления к самостоятельности решений и поступков. Начиная с повести «Мальчик со шпагой», я хочу создать образ современного мальчишки таким, каким я его вижу, хотел бы видеть. Это не рыцарь без страха и упрека, он может и поплакать, и даже бояться чего-нибудь, но в критический момент он обнажит шпагу и сразится против несправедливости, подлости. Он поступит так из-за убеждений». [11] «Поступок делает человека личностью в любом возрасте, — говорит В. Крапивин. — Если в тебе нет принципов, то и отстаивать нечего. Поступка ради поступка быть не может». Книги Крапивина не дают готовых рецептов воспитания, а учат думать, бороться, дружить, жить. Его главная тема — в этом аспекте — дружба и коллективизм. В последние годы много говорится о новой педагогике, о переводе на интенсивные и более гуманные рельсы всей системы образования. В связи с этим правомерно ставится вопрос и о педагогике настоящей, умной детской книги… В. Крапивин активно разоблачает ложнопедагогическую мораль, упрощенную догматику в воспитании. Как в художественных произведениях Макаренко, у него тоже в книгах отразилась его собственная педагогическая деятельность. Его герои, как правило, члены коллектива, растут в коллективной игре, а вернее — жизни, так как для детей игры — самая настоящая жизнь, полная событий, часто захватывающих весь горизонт их мировосприятия. В основе крапивинской концепции современного подростка лежат личность и разновозрастный коллектив, взаимодействующие со средой. В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). [5] Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда. Полное название этой организации: пресс-центр и парусная флотилия «Каравелла» имени Аркадия Гайдара. Пресс-центр — потому что участники отряда сотрудничают со многими изданиями России и Свердловской области, готовят материалы по самым разным темам. А еще сотрудничают с факультетом журналистики Уральского государственного университета. Флотилия — потому что ребята входят в состав Екатеринбургской морской школы РОСТО. Каждое лето на базе ЕМШ РОСТО ребята проходят летнюю парусную практику на яхтах, которые они строят и ремонтируют сами. Кроме того, в отряде есть школа фехтования и киностудия. «Каравелла» — это отряд, но не скаутский. Потому что, когда отряд образовался, скаутов еще не было в СССР. До 1991 года «Каравелла» имела статус экспериментальной пионерской дружины, работающей по месту жительства, официального корпункта журнала «Пионер» органа ЦС ВПО. С 1991 года Всесоюзная пионерская организация прекратила свое существование. С этого времени — это детская общественная организация отряд «Каравелла», или просто клуб. [28] Как воспитатель, стоящий во главе детского коллектива, В. Крапивин следует в русле прогрессивной гуманистической педагогики. Его клуб «Каравелла» рос и креп в 60-е годы, во времена известного «коммунарского движения 60-х годов». Так и писалось: у Януша Корчака есть Дом сирот, у Гайдара — тимуровская команда, у Сухомлинского — Павлышская школа, а у Крапивина — «Каравелла». В ряде статей В. Крапивин непременно фигурирует как писатель-педагог. В. Крапивин построил «Каравеллу», а «Каравелла» построила его — отряд сделал его педагогом и писателем. [17]. Одним словом, если литература в целом выполняет воспитательную функцию, то у В. Крапивина, как в свое время у Макаренко, это одна из основополагающих сторон творчества. Можно даже в известном смысле сказать, что В. Крапивин творит свою «педагогическую поэму». Что важного подмечают дети, что эта организация детская, то есть их собственная. И самодеятельная. То есть ребята должны в ней сами действовать — руками работать и головой. В отряде хозяева — они. Это играет очень важную роль в личностном становлении, в воспитании ответственности и самостоятельности в принятии решений и в действиях. Ребята сами должны выбирать себе командиров. Командир должен быть энергичным, чтобы он мог увлечь хорошим делом весь отряд. Справедливым должен быть. А ещё должен понимать, что один он, без отряда, ничего не сможет, надо всегда советоваться с ребятами. В общем, таким, чтобы ребята его уважали. И доверяли ему. И чтобы он понимал: отряд — это когда все вместе и когда у всех общее дело. Самое интересное, что эти нормы задают сами ребята, и это делает их особо важными для детей, как носителей норм, никем не навязанных. Отряд несет какую-то немыслимую силу. Данная организация очень престижна, постоянно влечет детей. У отряда существует устав, которому дети неуклонно подчиняются. Такие правила усиливают организацию, описывают ее деятельность, несут воспитательную силу. Это как присяга: если ты вступаешь в отряд, ты должен неуклонно следовать правилам. Для новичков старшие ребята — авторитеты, которые делают все правильно. Малыши хотят быть похожими на них. Значит у них возникает мотивация вступать в отряд и все делать так же, как старшие товарищи. Устав пресс-центра и флотилии «Каравелла». [6]
Сутью методики, построенной в клубе «Каравелла», является воспитание коллективом, коллективными принципами и нормами. [29] Данная организация очень значима для ребенка, даже для еще не являющегося ее членом, и особенно для детей, вступивших в клуб. Многогранность отношений в детском коллективе тоже несет очень сильное воспитательное воздействие. В настоящее время также очень важным является создание воспитательной системы разновозрастного объединения как социальной обучающей модели общественных отношений представителей разных поколений людей. 1. 5 Выводы Анализ четырех методик воспитательной работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, О.С. Газмана и В.П. Крапивина показывают какое огромное значение педагоги придавали коллективам и другим детским сообществам. При разных задачах эти коллективы выполняли важную институциональную роль. Коллектив был местом, где формировалась детская позиция, детское отношение ко взрослому миру. И эта детская позиция «сталкивалась» с идеальными взрослыми представлениями о мире, «сталкивалась» с реальными угрозами и рисками во взрослом мире и была местом преобразования детской позиции в зрелую, взрослую позицию. В этом месте и формировался детский взгляд, и, потом переформировывался во взрослую позицию. Была создана институция, где формировался человек. Особо интересной является цитата О.С. Газмана «Новые воспитательные задачи нельзя решать устаревшими методами и в отживших организационных формах» [2], в которой, фактически, автор говорит о том, что нельзя формировать новые нормы старыми методами и в отживших формах институций. Глава 2. Теоретические предпосылки методики воспитательной работы Из всего сказанного в первой главе можно сделать обобщенный вывод, что продуктивность воспитательной системы объясняется тем, что между взрослым миром и детским миром возникает некий, с одной стороны, замкнутый, с другой — преобразующий слой, в виде детско-взрослой организации, которая позволяет нормам взрослого мира, как целям воспитательной работы, проникать в детский мир. Или, иными словами, детский мир, дети усваивают взрослые нормы. Попытка напрямую внедрить нормы взрослого мира, как задачи воспитательной работы, не проходит. Так же, как и способ понимания взрослым миром детей — невозможен. В теоретическом смысле методика воспитательной работы рассматривается не как совокупность методов, а как понятие, которое обсуждает отношения между нормами, деятельностью и институциями, в которых эта деятельность происходит, и является способом, в котором становится и живет данная норма. В своей педагогической практике я сталкивалась с ситуацией, которая частично отражает мое понимание методики воспитательной работы. Страна праздновала шестидесятилетие со дня победы в Великой Отечественной Войне. По этому поводу появилась цель — воспитать патриотизм у детей, но не способом разговоров о войне, формированием знаний о ней, и о понятии патриотизм. Была организованна институция, в которой происходила определенная деятельность. Это был простой кружок, деятельностью которого являлись поездки в места боев, раскопки, поиск останков, имен погибших. И именно в такой деятельности формировалась Память о войне, как современное представление о патриотизме. Таким образом, успешность воспитательного опыта и это наше представление о становлении воспитательных норм может быть собрано в обобщенную схему, суть которой заключается в том, что институт, в котором происходит деятельность и становится целевая норма и должен носить смысл детско-взрослого сообщества, которое стоит между миром взрослых и миром детей, или между взрослым и ребенком. То есть это такая организованность, куда дети приходят со своими проблемами и задачами, и эти проблемы и задачи преобразуются в ту норму, которую ставит воспитательная система. Заключение В данной работе нам удалось подойти к пониманию смысла методики воспитательной работы, на примере подходов к разрешению проблем профессионально подготовленных детей. На основе своих теоретических представлений выдвинуть гипотезу о построении продуктивной воспитательной системы. Для начала был сделан культурно-исторической анализ ситуации понимания воспитательной работы на примере работ А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, О.С. Газмана, В.П. Крапивина. Затем выстроена теоретическая схема методики воспитательной работы. Список литературы
|