Методичка. «В помощь педагогу-организатору». |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Исаева Ольга Сергеевна | |||
16.08.2015 13:48 | |||
Методичка. «В помощь педагогу-организатору». Совершенствование содержания форм и методов воспитательного процесса в наших клубах зависит от Вас, педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества работы возникла потребность в создании данных рекомендаций. Ведь именно ВЫ регулирует воспитательный процесс через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Наша ежедневная педагогическая деятельность состоит из трех компонентов: ценностного, технологичного и личностно-творческого. Ценностный компонент представляет собой совокупность принятых педагогом, воспринятых им из разных источников на всем протяжении жизни ценностей. Общая культура педагога определяется набором этих ценностей. От того, такие ценности мы сами считаем приоритетными, зависит то какие ценности будут воспитаны у наших подростков. Технологический компонент позволяет нам строить педагогическую деятельность, как целостный процесс решения педагогических задач. Он позволяет нам каждое занятие в клубе рассматривать как систему работы. Личностный компонент присутствует в умении творчески реализовывать, стоящие перед педагогом цели и задачи, вносить свой личный вклад в обще дело и находиться в постоянном поиске. Рано или поздно, у каждого из нас возникает вопрос: насколько я профессионален? Ответ на него лежит на поверхности. Педагоги выделяют 4 уровня профессионализма. Профессионализм – это совокупность личностных характеристик человека необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.
Уважаемые педагоги! С первых дней своей работы в клубе помните о том, что ваш накопленный с годами профессиональный опыт может помочь кому-то. Стремитесь к тому, чтобы ваши уникальные исследования, наработки стали хорошим подспорьем в работе начинающих педагогов-организаторов. Примерная памятка для педагога-организатора по обобщению собственного педагогического опыта. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающий опыт вашей работы: Планы, конспекты; Творческие работы воспитанников; Свои наблюдение за развитием клуба и его воспитанников; Собственные наблюдения по итогам своей деятельности; Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе ваших коллег. Для обобщения опыта возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, более разработанной в методическом плане. учитывайте при этом полезность формы обобщения в вашей непосредственной профессиональной деятельности. Составьте план обобщения собственного опыта. Работая над текстом описания своего опыта, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая общих фраз, повторения, наукообразности. Оценивайте критично свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главным критерий хорошего опыта – его результат. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (сценарии праздников, творческие работы воспитанников, списки литературы, карты диагностики и т.д.). Помните, что обобщая педагогический опыт, Вы способствуете улучшению воспитания детей и двигаетесь по ступеням профессионализма. Ведущими в работе педагога-организатора является ряд функций. Адаптивная функция. Она позволяет самому педагогу привыкнуть к системе деятельности в подростково-молодежных клубах, к детям, с которыми постепенно устанавливается контакт. Диагностическая функция. Функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете моральных и физических состояния воспитанников. Педагог-организатор должен следить за уровнем воспитанности и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья в данный период времени. В отличие от педагога, работающего в школьной системе, педагог-организатор имеет возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ребенка. Обучающая функция. От неё зависит уровень овладения воспитанниками знаний и умений, а также способность рационального применения их в практической и повседневной деятельности. Воспитывающая функция призвана побуждать мотивацию и формировать внутренние стимулы. От её реализации зависит формирование мировоззренческих взглядов, нравственных характеристик личности, уровень сформированности патриотизма. В конечном итоге от неё зависит социальная позиция будущего гражданина. Развивающая функция. Педагогическое воздействие на воспитанников должно соответствовать развитию их личностных качеств. Для этого необходимо изучить личность каждого воспитанника и создать условия для его полноценного развития, оказывать помощь и поддержку со стороны педагога. Организационно-управленческая (конструкторская) функция заключается в том, чтобы привлечь воспитанников в работу клуба. В связи с этим необходимо организовать работу таким образом, чтобы ребята стремились принять в ней участие, проявляли активность. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к общему делу, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение необходимости. Реализация этой функции во многом зависит от личностных качеств педагога-организатора. Исследовательская функция состоит в изучении педагогом-организатором личности каждого воспитанника и коллектива клуба в целом с целью диагностики, проектирования их развития, а также для формирования своего педагогического мышления. Коммуникативная функция позволяет педагогически организовывать общение с детьми: инициировать, поддерживать, оказывать воспитательное воздействие посредством общения, учит строить бесконфликтно деловые и личностные отношения самих воспитанников. Примерная схема конспекта мероприятия. Тема мероприятия.
Цель мероприятия.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оформление праздника. Форма проведения мероприятия. Могут быть следующие формы: лекция, беседа, дискуссия, диспут, КВН, экскурсия, игра, викторина, творческая работа, практическая работа, конференция, концерт, защита проектов и т.д.. Сценарий мероприятия. Его структура должна выглядеть так: Начало. В нем обязательно должен прописываться организационный момент. Основная часть. Здесь логически прописывается последовательность составных элементов содержания и целенаправленность каждого из них. - Заключение. Очень важно на этом этапе провести рефлексию. Оценить объективно мероприятие, понять, как его воспринимают дети. Список используемой литературы и источников. Как проводить самоанализ мероприятия? Самоанализ следует проводить желательно в тот же день, когда состоялось мероприятие, в крайнем случае, на следующий. Если отложить его на неопределенное время, то самоанализ превратиться в формальность. Памятка по самоанализу мероприятия поможет не упустить из вида основные характеристики мероприятия. Любое мероприятие индивидуально. Поэтому и Ваш самоанализ индивидуален. Но главное, чтобы Вы стремились всегда намечать альтернативные варианты мероприятия. Поэтому постоянно отвечайте себе на вопрос: насколько целесообразен избранный вариант? Примерная схема самоанализа мероприятия. Какие задачи я ставил перед собой? Образовательные: (какие новые знания, умения я хотел выработать). Развивающие: (что я хотел развивать в детях на этом мероприятии: речь, воображение, эмоции, интерес и др.; какими приемами я собирался развивать эти свойства). Воспитательные: (какие мировоззренческие идеи я хотел передать детям, какие качества и свойства личности я помогал развивать детям). Каким образом я готовился к мероприятию? (Подбирал литературу, изготовлял оборудования. Какие трудности возникли на этом этапе и пути их устранения). Каков был замысел моего мероприятия. (Последовательный ход мероприятия. Были ли отступления от плана). Как воплощался замысел мероприятия? Были ли обстоятельства, которые побудили изменить замысел мероприятии? Какие обстоятельства? Как я справился с этим? В чем состояла творческая деятельность детей? Какие индивидуальные особенности проявили воспитанники? В чем удачи и недостатки мероприятия. Их причин. Какие бы предложения по улучшению мероприятия я внес бы сам? Мои особенности педагогического воздействия: уважение к детям, распределенность внимания, содержательность, умение активизировать воспитанников, мой характер взаимоотношений как педагога-организатора и воспитанников. Провел ли я анализ мероприятия с воспитанниками: время проведения, форма проведения, оценка воспитанников; прогноз на дальнейшее общение. Схема анализа мероприятия. Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать: анализ деятельности педагога-организатора и деятельности воспитанников; оптимальность применяемых форм и методов; реализация поставленных целей; отношения педагога-организатора и воспитанников; профессионализм педагога-организатора. I. Общие сведения Название мероприятия. Дата и место его проведения. Кто проводит? Состав группы участников мероприятия: мальчики и девочки, по интересам и др. Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием. Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: а) соответствие мероприятия общим воспитательным задачам, б) возрастным особенностям учащихся. II. Анализ подготовки мероприятия
планирование, разработка, участие в них детей. 3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности. III. Ход мероприятия
Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве; Этика труда, художественная деятельность; Эстетика поведения. 7. Роль и место старших (педагога-организатора, психолога, методиста, приглашенных) на данном занятии. 8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива. IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
V. Анализ деятельности педагога-организатора.
Функции педагогической диагностики. Существенным аспектом деятельности педагога-организатора является диагностическая работа. В педагогическом процессе работы детских – подростковых клубов диагностика выполняет следующие функции: Информационную:
Прогнозирующую:
Оценочную:
Исследовательскую:
Воспитательную: - создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности. Сущность диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения существенных характеристик личности, увидеть нормы и отклонения в развитии воспитанника, установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения, выработать план дальнейшего педагогического взаимодействия. Применение методов диагностики требует соблюдения следующих правил:
- обеспечивать суверенные права личности, конфиденциальность. Индивидуальные задачи воспитания Примерная психолого-педагогическая характеристика клуба. Общие сведения. Физическое здоровье воспитанников. Характеристика детского коллектива, межличностных отношений. Участие воспитанников в общественной жизни клуба. Характеристика познавательной деятельности воспитанников. Роли родителей в жизни клуба. Основные проблемы клуба. Педагогические задачи заведующего клубом, педагога – организатора в работе с воспитанниками. какие источники информации и методы изучения воспитанников использованы при составлении характеристики. Ориентировочная программа изучения личности воспитанника. 1. Общие сведения о воспитаннике 1. 1. Где он живет. Кем работают его родители. Состав семьи, ее материальное положение. 1. 2. Культурный уровень родителей. Взаимоотношение в семье. 1. 3. Характер воспитания в семье. Влияние родителей и старших членов семьи на деятельность учащегося. Применение поощрений и наказаний. 1. 4. Друзья. Их влияние.
Не менее важным, чем изучение способностей детей, оказывается изучение творческого мышления их наставников. Ведь у педагогов с высоким творческим потенциалом дети достигаю блистательных вершин. Предлагаем Вам тест, который поможет оценить себя. Список литературы
|