Перспективное планирование "Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста" |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Сарачкевич Галина Викторовна | |||
24.07.2015 14:46 | |||
Перспективное планирование "Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста" Составила: Сарачкевич Галина Викторовна Воспитатель ГБУЗ АО «Дом ребенка специализированный» Г. Благовещенск 2015г. Пояснительная записка Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Мелкая моторика по развитию речи решают следующие задачи:
В своей работе мы используем весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам. Это такие виды деятельности, как:
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем, рассказываем, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья. Занятия по развитию речи с использованием упражнений по мелкой моторике проводятся с нашими воспитанниками по подгруппам и индивидуально. Перспективное планирование составлено мною на основе следующих источников:
Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С, Москва. Мозаика – Синтез 2005. 3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006 4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006 5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр "Техинформ", МАИ, 1997 6. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов"/Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002 7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 8. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004 Сентябрь 1 – 2 неделя «Этот пальчик хочет спать …». Цель: развивать у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки. Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик крепко спит. 3 – 4 неделя «Этот пальчик…» Цель: обучать детей точным движениям пальцев правой и левой руки; развивать умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развивать умения договаривать выделенные слова. Этот пальчик – дедушка, (загибать большой палец) Этот пальчик – я. (загибать мизинец) Октябрь 1-2 неделя «Дружат наши дети» Цель: развивать умения координировать движения пальцев правой руки и левой, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке. Дружат наши дети, Во время чтения пальцы рук соприкасаются и расходятся. По окончании игры встряхнуть правую левую руку. 3 – 4 неделя «Баиньки, баиньки… Цель: развивать у детей умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу»); выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки. Баиньки, баиньки, Поливали огород, (поводить указательным пальцем вправо – влево) Где капустка растет. (соединить кулачки правой и левой руки, изображая кочан капусты) Ноябрь 1-2 неделя «Осенние листочки» Цель: развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки. Оснащение: сюжетная картинка с изображением осеннего леса. Осень, осень к нам пришла Лист осины, (загибать средний палец) Набегает холодок. Зеленые иголочки. (загнуть мизинец) 3 – 4 неделя «Купим сыну валенки» Цель: развивать умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола. Оснащение: картинка с изображением мальчика в валенках. А баиньки, баиньки (левой рукой возьмите ладонь правой и укачивайте ее) Декабрь 1-2 неделя «Белка» Цель: развитие умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Оснащение: персонажи пальчикового театра, надевающиеся на пальчики (зайчик, лисичка, воробышек, синичка, мишка); белка, тележка, орешки. Сидит белка на тележке, Синичке, 3 – 4 неделя «Улитка, улитка…» Цель: развивать умения координировать движения пальчиков правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом. Оснащение: игрушечная улитка. Улитка, улитка! (сжать все пальчики в кулак) Ватрушки, (загнуть средний палец) 1-2 неделя «Зима» Цель: развитие мелкой моторики (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умения воспроизводить движения в соответствии с текстом. Оснащение: картинка с изображением играющих детей зимой. Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибать пальцы) А Сережа на дорожке (сложив пальцы «щепоткой, делать бросающие движения) 3 – 4 неделя «Зимняя прогулка» Цель: развитие умения выполнять действия пальчиками (загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом); развитие координации движений; активизация словаря. Оснащение: изображение малыша в зимней одежде. Очень холодно зимой, Я надену шарфик (загибать средний палец) Крошки – рукавички Февраль 1-2 неделя «Дом на поляне» Цель: развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения (сначала надо договаривать только отдельные слова) Оснащение: картинка с изображением детей играющих на поляне. На поляне дом стоит, (сложить ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались) Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом) Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены) В этот домик приглашаем. 3 – 4 неделя «Та – та – та» Цель: развитие умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальчики правой и левой руки; совершенствовать умения ориентироваться в своем теле. Оснащение: игрушечные кот и кошка. Та – та – та! Та – та – та! (вращать кисти обеих рук вправо – влево) Вышла кошка за кота! (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы правой и левой руки, чмокая при этом, изображая поцелуй) За кота Котовича, Март 1-2 неделя «Сорока – белобока» Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом. Сорока – белобока (указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой) Этому дала, Ты воды не носил, Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом. Оснащение: изображение поезда или игрушечный поезд. Вот поезд наш едет, Гу – гу – гу, гу – гу – гу – Апрель 1 – 2 неделя «Пришла весна» Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения. Оснащение: весенний пейзаж с набольшим количеством деталей. Весна пришла красная, (вращать кисти рук) Людям спать не дают. Пчелы гудят В поле летят. (помахать кистями рук) С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу) Медок несут 3 – 4 неделя «Лесные дела» Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения. Оснащение: шапочки для пальчиков с изображением мордочек зверей – лисы, медведя, зайца, кошки. Сегодня целый день Серый медведь (поднять средний палец с «медведем») Кошка лыки дерет, (поднять мизинец с «кошкой») Май 1 – 2 неделя «Солнышко – ведрышко» Цель: совершенствование движений пальцев рук; расширение словарного запаса. Оснащение: картинка с изображением солнечного весеннего дня. Солнышко – ведрышко, (сделать «солнышко» из пальчиков – соединить указательные и большие пальцы правой и левой руки) По камушкам скачут. Дождик – дождик, полно лить, (погрозить указательным пальцем правой руки) Малых детушек мочить. ( «стряхивать воду» с правой руки, затем с левой) 3 – 4 неделя «Быстро тесто замесили» Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; расширение словарного запаса. Быстро тесто замесили (1-2 строчки – имитируем замес теста и Пирожки с вареньем, всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки»). Июнь 1-2 неделя «Мальчик-пальчик» Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук. Мальчик-пальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец) С этим братцем кашу ел, (Поглаживают безымянный палец) 3 – 4 неделя «Животные Африки» Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук. За мамой слонихой шагает слоненок, За зеброй спешит полосатый зебренок. Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших. Июль 1-2 неделя «Пекарь» Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения. Пекарь, пекарь из муки выполнять движение «печём пироги» Да бублики – Гришке слегка раздвинуть руки в стороны 3 – 4 неделя «Овечка» Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка. Оснащение: картинка с изображением овечки. Вот кудрявая овечка играть растопыренными пальцами Август 1-2 неделя «Шарик» Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом. Оснащение: картинка с изображением шарика. Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в щепотку) Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку) 3 – 4 неделя «Кораблик» Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения. Оснащение: картинка с изображением караблика. По реке плывет кораблик (ладони сложны «корабликом») Он плывет издалека (смотрим вдаль) На кораблике 4 очень храбрых моряка (показываем 4 пальца) У них ушки на макушке (приставляем ладони к макушке) У них длинные хвосты (пальцы обеих рук в щепотку, приставляем друг к другу и разводим руки) И страшны им только кошки, только кошки да коты. (пальцы рук как коготки).
|