Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников в кружке «Кисточка» |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Яковлева Наталия Викторовна | |||
11.03.2015 18:56 | |||
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников в кружке «Кисточка» Пояснительная записка Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности. Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада. Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста. Задачи программы
Программа интегрируется со следующими образовательными областями: «Физическая культура» Развитие мелкой моторики «Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотеропия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни «Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи «Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений «Социализация» Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувст, чувства принадлежности к мировому сообществу «Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства «Труд» Формирование трудовых умений и навыков. Воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам «Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса «Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности Организация образовательного процесса Кружок посещают дети младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: младший возраст 15-20 минут, старший возраст 30 минут. Законодательная база для разработки учебной программы:
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа и выполнения. Мониторинг Диагностирование результатов – 2 раза в год (в начале октября и последняя неделя мая). Итогом работы является открытое занятие для родителей 1 раз в квартал (ноябрь, февраль, май). Выставки детских работ и участие в конкурсах детского творчества. Система оценивания уровня усвоения программы. Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты. Анализ продуктов деятельности 1. Содержание изображения (полнота изображения образа). Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»: Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия. 2. Передача формы:
3. Строение предмета:
4. Передача пропорции предмета в изображении:
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей): а) расположение изображений на листе:
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
разных предметов;
неверно. 6. Передача движения:
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия. 7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом): а) цветовое решение изображения:
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
Анализ процесса деятельности 1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей): а) характер линии:
б) нажим:
г) регуляция силы нажима:
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности): а) отношение к оценке взрослого:
б) оценка ребенком созданного им изображения:
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
З. Уровень самостоятельности:
4. Творчество: а) самостоятельность замысла; б) оригинальность изображения; в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме. По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Таблица № 1 Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю № п/п Имя ребенка Форма Строение Пропорции Композиция Передача движения Цвет Общее количество баллов 1 Итого: Таблица№2 Анализ детских работ Имя ребенка Самостоя-тельность в выборе изобразительных материалов Созда-ние новых комбинаций из основных элементов Увлеченность и интерес к деятельности Творческое применение различной техники изображения и материалов Соответствие детской работы основным художественным требованиям Оригинальность выполнения замысла Таблица № 3 Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционные техники рисования) Имя ребенка Оттиск Монотипия Пальчиковая живопись Кляксография Набрызг Метод тычка Печатки из листика Поролон Мятая бумага Предметная Пейзажная с ниткой с трубочкой Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Задачи обучения для детей младшего возраста
- создавать несложные сюжетные композиции. Перспективный план образовательного кружка «Кисточка» для детей младшего возраста. Месяц Неделя Тема в МАДОУ Тема нод Характеристика деятельности 1 2 3 4 5 Октябрь I- II «Я в мире – человек!» 1-2 «Будем знакомы» 3-4 «Волшеб-ная разноцветная ручка» Знакомство с красками Беседа. Рисование ладошками III-IV «Игрушки» 1 «Мой веселый, звонкий мяч» 2 «Неваляшка танцует» 3 «Храбрый петушок» 4 «Веселый поезд» Рисование Лепка Рисование гуашевыми красками. Коллективная аппликация. Ноябрь I- II «Родина моя» 1 «Бабушкин домик» 2 «Как прекрасен этот мир» 3 «Белая березка» 4 «Наша улица» Рисование Аппликация +рисование Пластилиновая живопись Рисоваение восковыми мелками III-IV «Животный мир» 1 «Полосатые полотенца для лесных зверушек» 2 «Разноцвет-ные морские животные» 3 «Зайка серенький стал беленьким» 4 «Волшебная осьминожька» Рисование в технике по мокрому. Нетрадиционное рисование + аппликация. Рисование + аппликация. Рисование ладошкам. Декабрь I- II «Здравствуй, гостья Зима» 1 «Вьюга- завируха» 2 «Волшебные снежинки» 3 «Зимняя сказка» 4 «Снегири на ветке» Рисование в технике по мокрому. Аппликация Рисование пальцами, печать по трафарету. Рисование (метод тычка) III-IV «Новый год» 1 «Наша елочка» 2 «Серпантин» 3 «Снеговик Великан» 4 «Новый год» Рисование Аппликация Лепка Рисование+аппликация Январь I- III «Сказка в гости к нам пришла» 1 «Катится колобок по дорожке» 2 «Девочка-Снегурочка» 3 «В некотором царстве» 4 «Морозные сказочные узоры» 5 «Моя сказка» 6 «Что за чудо эти сказки» Рисование по сказке Лепка Аппликация Рисование (набрызг) Рисование +конструирование Рисование (пятно, штрих, линия) Февраль I- II «Чудесные вещи вокруг нас» 1-2 «Золотая хохлома» 3 «Украшение чайного сервиза» 4 «Свитер для друзей» Рисование узоров на посуде Оттиск печатками Рисование пальчиками III-IV «Наша Армия родная и отважна и сильна» 1 «Цветочек для папы» 2 «Папин портрет» 3-4 «Открытка для папы» Оттиск печатками из картофеля (цветочек) Рисование Аппликация +рисование Март I- II «Мама-слово дорогое» 1 «Мимозы маме к празднику» 2-3 «Портрет мамы» 4 «Откратка для мамы» Оттиск мятой бумагой Рисование +аппликация Аппликация (скатывание салфеток) III-IV «Весна стучится к нам в окно» 1 «Какого цвета весна» 2 «Облака» 3 «Ледоход» 4 «Подснежник» Рисование по мокрому фону Рисование по мокрому фону Аппликация Рисование+лепка Апрель I- II «Космос» 1 «Звездное небо» 2 «Ракета» 3-4. «Звездный коллаж». Рисование восковыми мелками + акварель Аппликация Рисование мыльными пузырями III-IV «Птицы — наши друзья» 1 «Лебеди» 2 «Веселая птичка» 3 «Скворечник» 4 «Скворец» Рисование Рисование пальчиками Аппликация Лепка Май I- II «День Победы» 1-2 «Празднич- ный салют» 3-4 «Солдат на посту» Рисование восковыми мелками + акварель Печатанье паралоном. III-IV «Здравствуй, лето! 1 «Разноцветные бабочки» 2 «Как я люблю одуванчики» 3 «Радуга-дуга» 4 «Зеленый май» Рисование (монотипия) Оттиск мятой бумагой Пластилиновая живопись Аппликация +рисование Задачи обучения для детей старшего возраста
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками Перспективный план образовательного кружка «Кисточка» для детей старшего возраста. Месяц Неделя Тема в МАДОУ Тема нод Характеристика деятельности 1 2 3 4 5 Октябрь I- II «Я в мире – человек!» 1-2 «Будем знакомы» 3 «Я в мире человек». 4 «Моя семья» Знакомство с красками Беседа. Рисование картонными полосками, пальчиками. Рисование+аппликация III-IV «Игрушки» 1 «Нарядные матрешки» 2 «Клякса» 3 «Храбрый петушок» 4 «Веселый поезд» Оттиск печатками Кляксография Рисование гуашевыми красками. Коллективная аппликация+рисование Ноябрь I- II «Родина моя» 1 «Мой родной город» 2 «Как прекрасен этот мир» 3 «Золотая осень в городе» 4 «Дом, в котором мы живем» Рисование Аппликация +рисование Пластилиновая живопись Рисование восковыми мелками+акварель III-IV «Животный мир» 1 «По горам, по долам…» 2 «Разноцветные морские животные» 3 «Кошки на окошке» 4 «Кошка с котятами» Рисование+аппликация Нетрадиционное рисование + аппликация. Рисование + аппликация. Рисование (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками) Декабрь I- II «Здравствуй, гостья Зима» 1 «Белая береза под моим окном...» 2 «Морозные узоры» 3-4 «Весело качусь я под гору в сугроб» Рисование (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками) Пластилиновая живопись Коллаж III-IV «Новый год» 1 «Еловые веточки» 2 «Елочная игрушка» 3 «Снеговик Великан» 4 «Новый год» Рисование Аппликация Лепка Рисование+аппликация Январь I- III «Сказка в гости к нам пришла» 1 «Баба Яга и Леший» 2 «Девочка-Снегурочка» 3 «Дворец для Снегурочки» 4 «Морозные сказочные узоры» 5 «Моя сказка» 6 «Что за чудо эти сказки» Рисование по сказке Лепка Аппликация Рисование (набрызг) Рисование +конструирование Рисование (пятно, штрих, линия) Февраль I- II «Чудесные вещи вокруг нас» 1-2 «Сказочная гжель» 3 «Пир на весь мир» 4 «Котятки и перчатки» Рисование узоров на посуде Оттиск печатками Рисование пальчиками III-IV «Наша Армия родная и отважна и сильна» 1 «Богатыри земли русской» 2-3 «Папин портрет» 4 «Открытка для папы. Рисование (гуашь) Аппликация +рисование Конструирование+аппликация Март I- II «Мама-слово дорогое» 1 «Букет цветов» 2-3 «Мы с мамой улыбаемся» 4 «Откратка для мамы» Оттиск мятой бумагой Рисование +аппликация Аппликация (скатывание салфеток) III-IV «Весна стучится к нам в окно» 1 «Какого цвета весна» 2 «Весеннее небо» 3 «Весна пришла» 4 «Подснежник» Рисование по мокрому фону Рисование по мокрому фону Рисование бумажными комочками Пластилиновая живопись Апрель I- II «Космос» 1 «Звезды и созвездия» 2 «Покорение космоса» 3-4 «Пришельцы из космоса» Рисование восковыми мелками + акварель Аппликация Пластилиновая живопись III-IV «Птицы — наши друзья» 1 «Золотой петушок» 2 «Веселая птичка» 3 «Скворечник» 4 «Лебедь» Рисование Рисование пальчиками Аппликация+констру-ирование Пластилиновая живопись Май I- II «День Победы» 1-2 «Празднич- ный салют» 3 «День Победы» 4 «Ура, День Победы» Рисование восковыми мелками + акварель Граттаж Рисование+аппликация III-IV «Здравствуй, лето! 1 «Первоцветы» 2 «Весенняя гроза» 3 «Радуга-дуга». 4 «Зеленый май» Рисование (монотипие) Рисование по мокрому фону Пластилиновая живопись Аппликация +рисование Л И Т Е Р А Т У Р А
|