Решение проблем правильного питания с помощью сказок |
Питание | |||
Автор: Хайбулина Наталья Григорьевна | |||
25.06.2016 22:54 | |||
Решение проблем правильного питания с помощью сказок Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29. Подготовила воспитатель: Хайбулина Наталья Григорьевна Чтобы ребёнку хватило сил освоить содержание современного дошкольного образования, он должен хорошо и правильно питаться. Но, согласно примерному меню, в рацион питания детей должны входить необычные овощные и фруктовые блюда. И как же приучить ребёнка к ним, если он отказывается их есть.
На помощь могут прийти игра и художественное слово! Для детей необходимо разработать дидактический материал, который способствует обогащению знаний детей о дарах природы. Именно через игру дети узнают о ценности и важности овощей и фруктов, о том, что именно в сырых овощах и фруктах содержится большое количество полезных веществ, витаминов и микроэлементов. Дидактическая игра «Попробуй угадай». Для этого нужно нарезать мелкими ломтиками морковь или свеклу, положить на блюдце, накрыть салфеткой. Ребенок с закрытыми глазами должен определить, что он съел. Если возникают затруднения, то следует загадать загадку или показать ломтик овоща. Если он угадал, то можно предложить приготовить совместно блюдо из этих овощей. Полезно сделать употребление овощей традицией в семье. Важно красиво оформить, обыграть блюдо, подать небольшими порциями. Дети очень любят играть, поэтому можно организовать игру «Фондю». Те же разнообразные овощные ломтики сырые или обработанные выкладывают на блюдце, ставят его на поднос, в соусницы наливают молочный соус, сметану, мясную подливку, детям дают шпажки и предлагают попробовать. Это занятие весьма увлекательно для всей семьи. Важно помнить еще об одном принципе: «Не все, что вкусно – полезно». Особенно это актуально, когда речь идет о детях, страдающих хроническими заболеваниями, например, аллергией, диатезами. Ряд исключенных из рациона продуктов заменяется продуктами, не вызывающими аллергии, обострений какого-либо заболевания. В общении со здоровым ребенком применение этого принципа можно превратить в своего рода игру, правила которой регламентируют употребление того или иного продукта питания, например, ограничивают количество шоколада, выпечки, жвачки, кетчупа и других продуктов. Дома можно устраивать дни вкусных и полезных продуктов. Для этого нужно сходить вместе с ребенком в магазин, а затем поиграть в игру «Вкусно и полезно?». Выбирая вместе с ребенком покупки в магазине, взрослый задает ему вопросы о том, какие продукты, на его взгляд, и вкусные, и полезные, просит объяснить выбор, в чем заключается польза. Например, морковь – вкусно и полезно, огурцы – вкусно и полезно, конфеты – вкусно, но, полезно ли? Использование в процессе общения с ребенком принципа «знаю сам, научу друга» позволяет понять, насколько ему интересны полученные знания и умения, как он применяет их в быту. Можно пригласить в гости своих друзей и друзей своего ребенка и устроить игру «Продуктовый пир». Собравшиеся делятся на команды, имеющие равное количество участников. На подносах для каждой команды выложены разные продукты. Капитанам выдают корзинки или сумки и предлагают отобрать и вкусные, и полезные, на их взгляд, продукты. На счет раз-два-три команды стартуют, а дети анализируют продуктовый набор. Почему тот или иной участник принес этот продукт? Эта забавная эстафета потребует затраты физических сил и энергии, поэтому мы предлагаем далее организовать «Аукцион вкусных и полезных блюд». Для этого сервируют праздничный стол, гости приносят приготовленные дома со своими детьми полезные и вкусные блюда, красиво оформленные, сопровождают их рецептами. Одно из условий аукциона заключается в том, что все нужно попробовать и оценить наиболее понравившееся блюдо. В подарок все получают замечательные рецепты вкусных и полезных блюд. Однако и это может не помочь в полной мере: дети не съедают полностью порцию, а некоторые дети отказываются от овощей вообще! (Свекла, соленые огурцы, зеленый горошек, кукуруза). И тут пришло время обратиться к сказке. Сказка присутствует в жизни людей самых давних времен. Она является не только средством общения для разных поколений, но и способом передачи знаний: знакомит с понятиями добра и зла, повествует о социальных взаимоотношениях, затрагивает тему смысла жизни человека. Однако сам термин «сказкотерапия» относительно новый. Многие известные психологи изучали влияние сказки на психологию человека, но именно как метод «комплексная сказкотерапия» зародилась только в 90-х годах прошлого столетия. И не где-нибудь, а у нас в России! Сказкотерапия – это воспитание и развитие (а порой и ювелирная работа с детской психикой) с помощью образов и метафор, которые бессознательно влияют на чувства, эмоции и поведение. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или о которых стесняются рассказать взрослым (страх, одиночество, неуверенность в себе, грубое отношение со стороны взрослых и т. п.) Простые истории из жизни и поучения взрослых о том, «как надо» и «как лучше», и уж тем более порицания и споры ребенку неинтересны и непонятны. А иногда малыши просто любят делать все наоборот, наперекор взрослым. Слушая сказку – нужную сказку! – кроха автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, проживает в своем воображении сюжет и учится на ошибках персонажа, словно на своих собственных. В то же время маленький слушатель, если сказка ему понравится, будет стремиться подражать сказочным героям не только мысленно, но и в реальной жизни. Чтение сказок – не просто приятное времяпрепровождение. Оно необходимо и очень полезно. Сказка всегда была и остается важным способом познания мира, социальных отношений и своей роли в них. Сказка развивает фантазию и воображение ребенка, закладывает стремление к прекрасному, помогает воспитывать важные нравственные качества: доброту, стремление к справедливости, чувство ответственности. Сказка не оставляет малыша равнодушным: она учит его сопереживать, радоваться, огорчаться. Вспомните, как вы сами в детстве любили сказки, какие яркие впечатления они оставляли! Поверьте, современному подрастающему поколению это не менее необходимо. Каждый педагог знает огромное количество сказок. Однако среди этого огромного количества практически невозможно найти сказки, которые приучали бы ребёнка правильно питаться, рассказывали бы о пользе овощей и фруктов. И тут на помощь могут прийти книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «Сказочный справочник здоровья». В томе первом этой замечательной книги говорится о фруктах и ягодах. Он рассказывает детям о всей пользе фруктов и ягод, а также других запасов кладовой природы, в легкой форме, так, что малыши прекрасно все понимают и при этом им очень интересно. Знакомство с фруктами проходит в такой радостной игровой атмосфере, что дети с удовольствием слушают эту книгу. Очень интересная сказка о невесте Вишенке, прочитав ее я сама удивилась тому, сколько проблем со здоровьем можно избежать только при помощи вишни. Принцесса Яблонь не менее интересная сказка, оказалось, что целое королевство выздоровело с помощью только одних яблок. Сама книга состоит из сказок, где ребенка знакомят с тем или иным фруктом, из увлекательных игр и задачек, а также из сборника оригинальных рецептов для приготовления вкусных блюд из тех или иных фруктов. Том второй «Сказочного справочника здоровья» об овощах. Эта книга является настоящим открытием! В ней так легко и просто объяснялось ребенку, как полезно кушать здоровую пищу. В сказочной форме можно познакомить ребят с различными овощами и их свойствами. Веселые игры и развлечения превратят эти познавательные истории в мир настоящих приключений, в который так быстро вливается каждый ребенок. Книга не только пробудит интерес детей к настоящей натуральной пище, и они, конечно, могу с уверенностью сказать, станут меньше интересоваться всяким фастфудом. Эта книга станет отличным уроком не только нашим воспитанникам, но и нам – педагогам. Здесь мы найдем легкий и интересный способ доступно объяснять детям, те или иные вопросы. Приберегла эта детская воспитательная энциклопедия много интересного и для родителей, они узнают с ее помощью, как правильно составить витаминное меню, какие блюда нужно готовить с теми или иными овощами. И главное, заручившись поддержкой этой книги, мы, вместе с родителями, сможем осуществить давнюю мечту любого взрослого человека, заботящегося о здоровье подрастающего поколения – приучить ребятишек к здоровому питанию. Все останутся довольными. Дети слушают увлекательные сказки и играют в веселые игры из «Сказочного справочника здоровья», а заодно узнают о пользе тех или иных продуктов, а также станут питаться полезными овощами и фруктами дома и в детском саду. Теперь впереди у нас третий том серии "Сказочный справочник здоровья", который поможет нашим воспитанникам подружиться со злаками, целебными травами, орехами и медом — настоящими кладовыми здоровья, которые заменяют микстуры и таблетки. Особо хотелось бы остановиться на том, как нужно читать детям сказки. Для этого существует несколько простых правил, на которых мне хотелось бы сейчас остановиться. Правила чтения сказки ребёнку:
и народные сказки, а не страшные истории.
С помощью сказок можно и нужно воспитывать ребёнка, учить его правильно питаться, правильно себя вести, знакомить с реалиями жизни. Через тёплые волшебные истории, обращённые к сердцу, каждый малыш получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения, узнаёт, что такое смелость, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, чувство справедливости, здоровье и здоровый образ жизни, и учится переносить всё это в реальную жизнь. Можно использовать для решения проблемы правильного питания куклу Машеньку, изготовленную совместно с родителями. Дети сами придумывают имя куколки. С помощью взрослого куколка будет говорить, смеяться, плакать, обижаться. Через некоторое время можно приводить в гости других сказочных героев: Серый волк, Зайка, Бабушка-загадушка, доктор Айболит, Петрушка- яркий, добрый, веселый и остроумный. Дети очень любят его. Также можно использовать две куклы: Веселинка и Грустинка. Если дети кушают хорошо, отвечают на вопросы правильно — кукла улыбается, а если не кушает и ответ неправильный – кукла грустит. Дети с удовольствием наблюдают, как быстро меняется выражение лица. Куклы помогают педагогу оценить ответ ребенка, не травмируя его. Помимо кукол, можно использовать плоскостные овощи и фрукты с нарисованными лицами. Как куклы учат правильному питанию С помощью мини-спектаклей, игр с участием кукол бибабо обыгрываются темы разговора о правильном питании». Как правило, материалом для сцениче-ского воплощения служат сказки В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов, и, конечно, Петрушка. Текст произведения (сказки, рассказа, стихотворения) на представлении изменяется в соответствии с задачами программы. Например, в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» Лиса, перетаскивая рыбу в нору, при-говаривает: «Ай да умница я! Сколько рыбы себе добыла. Рыбка полезна для моих костей и зубов, в ней много фосфора...» Сказка «Репка», Дед вытащив с помощью помощников репку, говорит: Ай да репка хороша, а как она полезна – в ней много фосфора, а еще отвар репкин лечит кашель, потерю голоса, зубную боль. А если ты захочешь похудеть, ешь репку, в ней очень мало калориев. И т.д. Вместе с куклами бибабо образовательная деятельность превращается в увлекательное путешествие. Сказочные персонажи обращаются к детям за помощью, просят научить тому, чего не знают. В компании с куклами малыши учатся правильно накрывать на стол, пользоваться столовыми приборами, выбирать продукты питания, узнают об их пользе или вреде, учат пословицы, поговорки, загадки о еде. Ребята становятся исследователями, следопытами, поварами, технологами, получают знания в интересной, необычной форме. Игры и сказки помогают детям легко и непринужденно освоить материал, закрепить имеющиеся знания и умения. Озвучивают кукол не только взрослые, но и сами дети. Участвуя в играх с куклами бибабо, дети попутно развивают мелкую моторику: маленький кукловод управляет игрушкой тремя пальцами (указательным, большим и средним), которые так необходимы при письме.
|