Консультация для родителей "Игра и умственное развитие" |
Педагогика | |||
Автор: Галина Шаповал | |||
25.05.2014 14:26 | |||
Заботясь об умственном развитии своего ребенка, не пытайтесь брать в качестве образца обучение школьника или взрослого человека. В дошкольном возрасте (особенно его первой половине) главное - не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания, как восприятие, образное мышление, воображение. И добиться этого можно, умело руководя занятиями ребенка – игрой, рисованием, конструированием, лепкой. Проводить занятия с трехлетними малышами – огромное удовольствие. Они способны подарить нам много по-настоящему счастливых часов. Конечная цель занятий, разумеется, - не одинаковый, пусть даже очень хороший, результат для всех. Это, к счастью, и недостижимо. Главное – это развитие уникальных индивидуальных способностей каждого ребенка на фоне высокого уровня общего развития. На групповых занятиях у ребенка появляется возможность услышать другие мнения по многим вопросам, понять, что можно по-разному видеть, чувствовать и оценивать одни и те же события и явления и чему-то научиться у своих товарищей. Ведь аналитику не помешает в жизни развитое чувство юмора, юмористу – хорошая память и логика и т.д. Если же говорить о средних показателях, которых могут достичь дети к четырехлетнему возрасту, то каждый ребенок может: - с удовольствием выполнять на одном занятии от 30 до 45 небольших развивающих заданий, легко переключаясь с одного задания на другое; - запоминать без особого труда до 10 – 12 зрительных образов без сюжета и до 22, если они сюжетно выстроены; - запоминать на слух до 7 – 8 не связанных между собой слов; - запоминать стихи из трех четверостиший с трех-пяти повторений; - обводить сложные фигуры по контуру; - усваивать правила новых игр в зависимости от степени их сложности с одного или двух раз; - сочинять простые загадки; рассказывать придуманные ими по картинкам истории из 7 – 10 грамотно построенных предложений; - находить общее и особенное в похожих и непохожих предметах и давать развернутое объяснение своим «находкам»; - повторять новые сложные движения с первого раза. А самое главное – дети могут чувствовать боль другого человека, деликатно проявлять к нему сочувствие и радоваться не только собственным успехам и открытиям, но и успехам и открытиям своих друзей. Вы можете провести с ребенком такие игры, как: «В разноцветном царстве» На конях мы попадаем в Разноцветное царство. Раскрывая разноцветные карточки, мы вместе с детьми называем цвета (красный, оранжевый, желтый, синий, коричневый, зеленый). Затем просим детей предположить, кто может жить в каждом домике (например, в желтом – солнышко, цыплята, одуванчики; в синем – ручеек, незабудка и т.д.). «В сказочном царстве» Это задание нацелено прежде всего на развитие зрительной памяти. Рассказывая нехитрые истории, мы раскладываем на столе карточки одну за другой. Желательно, чтобы то, что изображено на рисунках, называли сами дети. Когда рассказ заканчивается, мы переворачиваем карточки и просим детей по очереди вспомнить и назвать то, что на них было изображено. Материал для первого занятия Стояло на полянке дерево. А под деревом рос гриб – боровик. Грустно ему было одному. Вот однажды небо нахмурилось, на нем появились большие тучи и пошел сильный-сильный дождь. Про такой дождь люди говорят: «Льет как из ведра». Подбежал к грибу – боровику муравей, спрятался от дождика под шляпкой. Прилетела божья коровка, тоже спряталась под грибком и стала промокшие крылышки сушить. Кончился дождик, выглянуло солнышко. «Спасибо тебе, - сказала божья коровка, - ты меня как зонтик от дождя укрыл». «А еще ты похож напарашют, с которым люди с самолета прыгают. Такой же большой и красивый», - добавил муравей. Радостно стало грибу от того, что он такой красивый и полезный. А потом прискакала белка и унесла гриб – боровик в свое дупло. Там ему с другими грибами веселее будет! Карточки: Дерево, гриб, туча, ведро, муравей, божья коровка, зонт, парашют, белка, дупло. Материал для второго занятия Жил-был цыпленок. И у него было много друзей. Однажды цыпленок пригласил своих друзей на день рождения. Все они очень обрадовались этому приглашению и стали думать, что бы такое ему подарить. Пчелка решила, что нужно подарить цыпленку душистый сладкий мед. Ведь все малыши любят сладкое.Щенок захотел сделать цыпленку подарок из одуванчиков потому что цыпленок был таким же желтым и пушистым, как одуванчик. Котенок предложил подарить цыпленку подсолнух, потому что цыпленок очень любил клевать зернышки и греться на солнышке. А ведь подсолнух так похож на солнышко! Они подумали и решили, что подарят цыпленку и мед, и одуванчики, и подсолнух. А еще они взяли с собой маленькую скрипочку и спели цыпленку веселую песенку. Цыпленок был очень рад своим друзьям. Он поблагодарил гостей за прекрасные подарки и угостил их вкусным тортом и чаем с лимоном. Карточки: Цыпленок, пчела, щенок, одуванчик, котенок, подсолнух, солнце, скрипка, торт, лимон. Загадки Сначала мы предлагаем детям разгадать несколько загадок о животных, а затем вместе определяем в разгадке, домашнее животное или дикое. 1) Хвост крючком, рыльце пятачком, в два ряда пуговицы.( Поросенок) 2) Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. (Кошка) 3) Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) 4) Под кустом, под елками лежит клубок с иголками. (Еж) 5) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) 6) Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка) После того как загадки будут разгаданы, на столе раскладывают несколько перевернутых картинок с изображениями диких и домашних животных (кошки, собаки, козы, коровы, слона, тигра, волка, лисы, медведя и т.д.). При этом детям сообщают, что все мы скоро научимся сами придумывать очень интересные и трудные загадки. Первыми загадываем загадку мы сами. Берем одну карточку, осторожно, чтобы никто ее не увидел, смотрим, кто на ней нарисован, а затем сообщаем: - У меня есть домашнее (или дикое) животное. Оно умеет ловить мышей и любит молоко (оно большое, ест траву, и у него есть хобот и т.п.). Отгадайте, пожалуйста: кто это? Дети пытаются угадать, используя незаконченный вопрос: «Может быть, это?..». Затем каждый по очереди берет свою карточку и пробует составить по ней загадку. Часто дети, взяв карточку, говорят: «У меня есть домашнее животное. Это - кошка». Тогда мы весело показываем им, как нужно загадать загадку в следующий раз, чтобы у нас была возможность ее разгадать. Дети постепенно запоминают правильные образцы и уже через несколько занятий справляются с составлением таких загадок самостоятельно. Какая буква живет в домике? В этой игре лучше всего использовать картинки с изображениями растений, животных, предметов и т.д., названия которых начинаются н6а одну и ту же букву. Картинки раскладывают как окошки в нарисованном на листе бумаги домике. В крыше домика находится одно окошко, которое картинкой не закрывает – туда мы и помещаем букву, с которой начинаются названия всех обитателей дома. Для первого занятия: жители домика «А» - арбуз, ананас, Айболит, аист, акула, астра; жители домика «М» - мышка, медведь, мороженое, маска мак машина; жители домика «П» - пирог, перо, петух, пила, пантера, павлин; жители домика «Т» - тюльпан, тигр, торт, треугольник, топор, телевизор; жители домика «Л» - лиса, лимон, ласточка, лист, ландыш, луна. Для второго занятия: жители домика «О» - орех, оса, ослик, обезьяна, ольха, орхидея; жители домика «М» - мышка, медведь, мороженое, маска, мак, машина; жители домика «П» - пирог, перо, петух, пила, пантера, павлин; жители домика «Т» - тюльпан, тигр, торт, треугольник, топор, телевизор; жители домика «Л» - лиса, лимон, ласточка, лист, ландыш, луна. Найди лишнее Дети отыскивают лишнюю картинку из четырех и объясняют, почему она является лишней. Для первого занятия: корова, коза, кот, лиса; тюльпан, береза, роза, ромашка; смородина, малина, апельсин, крыжовник; воробей, соловей, собака, ворона. Для второго занятия: лиса, волк, кот, заяц; береза, роза, ель, пальма; апельсин, банан, яблоко, крыжовник; воробей, кот, корова, коза. Ознакомиться с другими играми Вы можете, обратившись к книге: Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей. – М.: АРКТИ, 2004.
|