Воспитатель МБДОУ детский сад №4 «Василек» Логачева Ирина Николаевна
Одним из существенных отличий дошкольного образования является наличие в ней образовательной области «Социализация». Как отмечает И. Кон, слово «социализация» по смыслу ближе всего к русскому слову «воспитание». Отличие заключается в том, что воспитание подразумевает, прежде всего, совокупность формирующих воздействий на ребенка с целью появления у него желательных личностных качеств, тогда как социализация подразумевает скорее ненамеренную, спонтанную передачу субъекту определенных культурных содержаний.
Во всем многообразии игр дошкольника можно выделить две разновидности: сюжетную игру и игру с правилами. Каждая оказывает специфическое влияние на развитие ребенка. Развивая идею JI.C. Выготского, Д.Б. Эльконин рассматривал игру ребенка как средство реализации его аффективного желания включиться в жизнь взрослых. Одна из функций игры, таким образом, сводилась к подготовке ребенка для включения его в мир взрослых, в частности в его социально-производственную сферу. В детском саду игра детей разделилась на две формы: свободная игра и игра «развивающая», руководимая взрослым. Как отмечает Н.А. Короткова, «игровая деятельность – это культурная форма активности ребенка; ее становление зависит от того, насколько культурная окружающая среда способствует этому процессу. Культурная игровая среда включает в себя две составляющие: 1) образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети, умеющие играть; 2) игровой предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру ребенка, в котором как бы свернуты способы игровой деятельности. Говоря о развивающей ценности игры, особо значимой мы считаем точку зрения, высказанную Л.А. Венгером в 1978 г. По его мнению, каждый вид деятельности ребенка формирует прежде всего такие психические свойства и способности, которые необходимы для реализации именно этого вида деятельности. В сюжетной игре Л.А. Венгер выделял следующие специфические характеристики: • способность действовать во внутреннем воображаемом плане; • ориентировка в системе человеческих взаимоотношений; • способность к согласованию действий в совместной игре. Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова на основе специфических способов создания воображаемой ситуации выделили следующие этапы развития игровой деятельности: • начальный этап, основанный на условных предметных действиях; • этап ролевого поведения, основанный на обозначении и реализации условной ролевой позиции; • этап сюжетосложения, на котором воображаемая ситуация выстраивается из целостных событий, взаимосвязанных друг с другом. Еще более неопределенное место в процессах социализации ребенка в детском саду занимает другая культурно зафиксированная форма игровой деятельности – игра с правилами. Если для сюжетной игры характерно ее нецелесообразное смешение с развитием познавательной сферы ребенка, то для игры с правилами характерна ее излишняя интеграция с так называемыми дидактическими играми и использованием ее в рамках стимуляции двигательной активности ребенка. Таким образом, игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей умения самостоятельно регулировать поведение. При наличии правила (нормы), обязательного для всех участников, возникает необходимость в контроле над их выполнением. В самостоятельной деятельности детей создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость. Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере очень важных качеств (стойкость, умение добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Являясь ярко выраженной формой совместной деятельности детей, игра с правилами развивает у детей различные формы взаимодействия: одновременные и последовательные формы действия, способность к договору и предварительное планирование совместных действий. Таким образом, игра с правилами является не менее важным для социализации ребенка видом деятельности, чем сюжетная игра.
|