Возможности интерактивных средств обучения в художественно-эстетическом воспитании дошкольника. |
Педагогика | |||
Автор: Сергеева Галина Николаевна | |||
24.11.2016 23:09 | |||
Возможности интерактивных средств обучения в художественно-эстетическом воспитании дошкольника. Современное общество, предъявляет все более высоких требований к системе образования, оно уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса. Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время непосредственно образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных технологий, в том числе и интерактивных. А это, прежде всего, организация непосредственной образовательной деятельности детей и деятельность педагога. Использование интерактивных средств в образовательном процессе для воспитания художественно–эстетических навыков приводит не только к развитию дошкольников, но и вовлекает родителей в образовательный процесс. Тем не менее, на сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Воспитателям приходится самостоятельно изучать подходы и внедрять их в свою деятельность. Поэтому информатизация рассматривается, как один из основных путей модернизации системы образования и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Его основная задача – эффективное использование важнейших преимуществ интерактивных средств:
Это связано не только с развитием техники и технологий, но и прежде всего, с переменами, которые вызваны с развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Что же такое интерактивные средства и как они связаны с художест-венно-эстетическим воспитанием дошкольника? Само определение, связано с понятием «интерактивный». Интерак-тивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивные средства обучения – это средство, которое обеспечивает возникновение диалога, способствующего активному обмену сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Под интерактивными средствами воспитания и обучения в непосредственно образовательном процессе дошкольников следует понимать разнообразные технические средства, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели по художественно–эстетическому воспитанию дошкольников. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения материала, то есть приблизить воспитательный процесс к наиболее эффективным характеристикам. На сегодня использование интерактивных средств значительно рас-ширяют возможности, педагогов и специалистов в сфере художественно-эстетического воспитания, позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие творческих способностей детей. А именно:
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение интерактивных средств помогает раскрывать больше возможностей. Воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет специалистам создавать для детей новые виды деятельности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным. Какие же компьютерные программы и технические средства можно использовать на занятиях по художественно–эстетическому воспитанию в детском саду, рассмотрим не которые из них. Мультимедийные презентации. В непосредственно образовательной деятельности используется компьютер в качестве воспроизводимого материала, колонки, либо проектор и экран (чаще используется для педсоветов или для работы с большой группой детей). На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия, составляется презентация самим педагогом, либо, используется уже готовая, взятая из электронных интернета-ресурсов. Использование мультимедийных презентаций облегчает процесс зрительного восприятия, позволяющий сделать занятия по художественно-эстетическому развитию эмоционально окрашенным, привлекательным вызывая у ребенка живой интерес, являясь прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Например, презентация посвящена знакомству с народным декора-тивно-прикладным искусством: гжель, хохлома, городецкая роспись. Детям предлагается рассмотреть изделия с видами росписи и проанализировать каждый элемент отдельно. Применение презентаций на занятиях по художественно-эстетическому воспитанию (лепка, рисование, конструирование, ручной труд) имеет следующие достоинства:
Фото-экскурсии. Экскурсия – это коллективное посещение определенных объектов с познавательной либо научной целью, развитие кругозора, а так же всеобщего культурного становления человека. С помощью такой формы работы как фото-экскурсия, появляется возможность разнообразить образовательный процесс, реализовать принципы наглядности и научности обучения. Так же значимость фото-экскурсии заключается в том, что, не покидая здания детского сада, дети могут посетить любую выставку, галерею, музей, и не только в нашей стране, но и за её пределами. Проведение фото-экскурсии может осуществляться в групповой или индивидуальной деятельности. Виртуальный музей. Это компьютерная технология с применением современных компьютерных средств. Комплект состоит из большого монитора поддерживающего 3D-технологию, компьютера, больших колонок, и 3D-очков, используется для демонстрации реально-существующего музея с применением панорамной съемки, создающей эффект присутствия ребенка в музейном зале. Эта форма организации, имеющая многофункциональный характер, способствующая развитию у детей познавательной активности и умения самореализовываться. Такая форма обучения органически вписывается в современный учебно-воспитательный процесс с целью воспитания эмоционально-эстетических чувств дошкольников и полиэтнической осведомлённости. Развитие и познания художественных образов осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка вещей. Виртуальный музей способен обогатить впечатлениями от подачи совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не мог встретить в доступной ему деятельности. Это необычайно расширяет кругозор и представление о мире, в котором растет и развивается дошкольник, приобщаясь к искусству. «Посещение» такого музея оставляют у ребенка яркие впечатления, надолго оставаясь в памяти. Дети активно делятся друг с другом увиденным, с удовольствием рассказывают родителям: где они были, что узнали и увидели нового. Такие формы работы, оказывают помощь в организации образова-тельного процесса по художественно-эстетическому воспитанию. Представленный материал можно использовать не только в образовательном процессе, но и для самостоятельного развития творческой личности ребенка. Таким образом, использование интерактивных средств в художест-венно-эстетическом воспитании дошкольника позволяет не только обогащать знания, но и более полно знакомить с предметами, направлениями в живописи и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка. Способствует хорошей результативности занятия. Помогает повышать креативность, умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Использование интерактивных средств в образовательном процессе, помогает педагогу развивать и формировать поисково-исследовательскую деятельность, не только у детей, но и их родителей, включая Интернет-ресурсы.
|