Детско — родительское занятие с элементами тренинговых форм работы «Игра-путешествие в Страну Знаний» |
Педагогика | |||
Автор: Коноплева Наталья Юрьевна | |||
16.03.2022 08:37 | |||
Детско — родительское занятие с элементами тренинговых форм работы «Игра-путешествие в Страну Знаний» Пояснительная записка. Представленное детско-родительское занятие было реализовано в рамках деятельности детско-родительского Клуба «Золотой ключ успеха», организованного для подготовительных групп детского сада. Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Наиболее эффективная форма работы с семьёй по данному направлению — детско-родительский Клуб, организованный на базе дошкольного учреждения. Такая форма сотрудничества способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности, и позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, а также их подготовки к обучению в школе. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме детско-родительского Клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. Детско-родительский Клуб «Золотой ключ успеха» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании и развитии детей. Структура программы Клуба предусматривает практические, интерактивные формы работы с родителями и детьми: мастер-классы, игры – путешествия, занятия с применением тренинговых форм работы, и т.п. Цель занятия: создание условий для повышения компетентности родителей по вопросам психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению. Задачи:
Оборудование: листы бумаги А4, листы бумаги с напечатанными буквами и цифрами, цветные карандаши, наборы дидактической игры «Танграм», воздушные шары, маркеры, ватман, бумажные цветные шаблоны воздушных шаров, клей, аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края». Наглядная информация: буклет для родителей по теме: «Учимся, играя», комплекс нейрогимнастических упражнений для детей старшего дошкольного возраста. Ход мероприятия: Вступительное слово педагога-психолога: «Уважаемые родители и дети, здравствуйте! Рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в веселую страну Знаний. Мы будем играть в интересные, познавательные игры, выполнять различные творческие задания. У родителей появится прекрасная возможность побыть немного детьми, вспомнить свое детство. А наши детки, возможно, чему – то научат своих родителей. И, надеюсь, все мы весело, интересно, с пользой проведем время. И предлагаю поприветствовать друг друга». Проводится разминка «Привет всем тем, у кого…». Педагог-психолог говорит фразы, которые начинаются со слов: «Привет всем тем, у кого…». Те участники, которым данное высказывание подходит – отвечают «Привет!» Список фраз: «Привет всем тем, у кого: - хорошее настроение - кто любит веселые фильмы и мультфильмы - кто любит рисовать - кто любит заниматься спортом - кто любит петь -кто любит танцевать -кто любит путешествовать - кто любит лепить снеговика - кто любит запускать воздушного змея - кто любит мороженое. 2. Основная часть. Педагог — психолог: «Итак, мы отправляемся в наше путешествие на веселом паровозике. Дети, приглашайте родителей на посадку». Далее все выстраиваются друг за другом и под музыкальное сопровождение (песня «Мы едем, едем, едем в далекие края») отправляются на станцию – «В гостях у внимания». Педагог-психолог: «Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объем и устойчивость, появляются элементы произвольности. Очень важно быть внимательными! И сейчас мы потренируем наше внимание». Далее педагог – психолог проводит игры на развитие внимания с детьми и родителями. Игра «Ловим фрукты и овощи». Цель игры: развитие концентрации, распределения внимания. Описание: педагог-психолог называет фрукты и овощи. Участники, услышав название фрукта, «ловят» его правой рукой. Если услышат название овоща – «ловят» его левой рукой. Список слов: яблоко, картошка, апельсин, морковь, свекла, мандарин, кабачок, капуста, киви, ананас, лук, банан, груша, баклажан, персик, помидор, огурец, слива, дыня, арбуз, редис, тыква. Игра «Нос, пол, потолок». Цель игры: развитие внимания, слухового сосредоточения. Описание: дети и родители выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми и родителями, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог. Нейрогимнастическое упражнение «Капитан». Цель игры: развитие произвольного внимания, межполушарного взаимодействия. Описание: педагог-психолог объясняет и показывает движения рук – «одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк»: все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью, согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Далее ускоряем темп». При выполнении упражнения можно добавить прочтение стиха: Я плыву на лодке белой, По волнам с жемчужной пеной. Я отважный Капитан, Мне не страшен ураган. Упражнение «Нарисуй». Цель: развитие навыка внимательно слушать и выполнять указания взрослого. Инструкция педагога-психолога: «Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным». (На листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой). После выполнения упражнения педагог-психолог дает рекомендации родителям: «Также вы можете дома заниматься с ребенком:
- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются две картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки». Предлагает родителям составленный комплекс нейрогимнастических упражнений (Приложение № 1). Педагог-психолог: «Наш паровозик отправляется на следующую станцию — «Фантазийную», просьба занять свои места!» Далее все выстраиваются друг за другом и под музыкальное сопровождение отправляются на станцию – «Фантазийную». Педагог-психолог: «Вот мы и приехали на станцию «Фантазийную»! Сейчас мы с вами превратимся в настоящих волшебников. И превратим буквы и цифры в предметы или картинки». Каждая детско-родительская пара получает листы бумаги с изображением буквы и цифры. Задача – сделать совместный рисунок (родитель + ребенок), проявив фантазию, «превратить» букву и цифру в интересный предмет или сюжетную картинку. Далее представляют работы в парах. Педагог – психолог: «Это один из способов запомнить буквы и цифры. А еще нам в этом поможет игра «Напиши на спине». Игра «Напиши на спине». Цель: формирование тактильного образа букв. Описание: родитель сажает ребенка на стул впереди себя и «пишет» пальцем на спине ребенка буквы. Задача ребенка – угадать, какую букву написал родитель. Далее педагог-психолог предлагает родителям выполнить упражнение «Тактильный массаж» (на спине ребенка). «В зоопарк открыты двери (поглаживающие движения), В зоопарке живут звери, Громко топает слоненок (слегка стучим по спине кулачками), Точит коготки тигренок (проводим пальцами по спине), Вышли курочки гулять, Стали зернышки клевать (слегка пощипываем по всей спине) Гусь гогочет: «Га-га-га, пощипаю за бока!» (слегка пощипываем за бочка) А огромный крокодил чуть меня не проглотил (обнимаем). Тихо вечер наступает, все зверюшки засыпают (поглаживающие движения), Дворник в клетках все подмел, И домой он спать ушел ( «ходим» по спинке указательным и средним пальцами)». Педагог-психолог: «Наш паровозик отправляется на следующую станцию — «В гости к мудрой сове», просьба занять свои места!» Далее все выстраиваются друг за другом и под музыкальное сопровождение отправляются на следующую станцию. Педагог-психолог: «Вот мы и приехали на станцию «В гости к мудрой сове»! (Педагог-психолог демонстрирует игрушку – «сова» и развивающую игру «Танграм»). Здесь для нас мудрая сова приготовила свою любимую игру – «Волшебный квадрат». С помощью деталей, из которых состоит квадрат, можно выложить различные фигуры. Давайте попробуем!» Каждая детско-родительская пара получает игровой набор «Танграм» и схемы к нему. Упражнение «Танграм». Цель: развитие пространственных представлений детей, конструктивного мышления, логики, воображения, сообразительности. Описание: с помощью частей танграма, ребенок по выбранным схемам складывает фигуры. Родитель, при необходимости, помогает ему. Педагог-психолог: «Молодцы, вы замечательно справились! А еще сова приготовила вам вопросы на смекалку, постарайтесь догадаться, какой будет ответ!» Педагог-психолог зачитывает вопросы от мудрой совы:
Дети отвечают на вопросы. Педагог-психолог: «Наш паровозик снова отправляется в путь. Впереди у нас станция конечная – «Планета детства». Просьба занять свои места!» Далее все выстраиваются друг за другом и под музыкальное сопровождение отправляются на конечную станцию. Педагог-психолог: «Вот мы и приехали на станцию «Планета детства»! Сегодня в каждой семье появится одна маленькая собственная планета – Планета Детства. Эта удивительная, радостная, очень красивая планета (раздает каждой детско-родительской паре по воздушному шарику на палочке). А сейчас я предлагаю украсить ваши планеты – нарисовать на них то, что вам нравится делать вместе – игры, занятия. Можно нарисовать и то, как проводите вместе свободное время, отпуск. Нарисуйте, пожалуйста, все, что делает вашу семью счастливой, а детство ребенка – радостным и незабываемым!» Дети и родители приступают к заданию. С помощью перманентных маркеров (нестирающихся) рисуют на воздушных шарах. Далее представляют свои «Планеты Детства», рассказывая, что изобразили. 3. Заключение. Подведение итогов встречи. Педагог-психолог предлагает участникам продолжить фразы:
Педагог-психолог: «Наша встреча подходит к завершению. Надеюсь, что сегодня вы узнали для себя что-то новое, научились приемам формирования познавательной деятельности у детей. Желаю вам понимания в ваших семьях. Чтобы у вас находилось время не только для воспитания детей, но и для того, чтобы играть, немножко шалить с ними, вместе разбираться с правилами новой игры. Всего вам доброго!» Далее педагог-психолог предлагает участникам наклеить на ватман воздушный шарик (шаблон, вырезанный из цветной бумаги) того цвета, который соответствует настроению. Раздает буклеты родителям: «Учимся, играя» (Приложение № 2).
|