Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья "Технология проектирования в детском саду"
Педагогика
Автор: Мячикова Ирина Анатольевна   
20.03.2015 10:42

Педагогическая статья Технология проектирования в детском садуПедагогическая статья "Технология проектирования в детском саду"

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-умственное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Одним из таких средств являются проекты. Проекты выстраиваются по принципу ненасильственного развития, в нем учитываются возрастные особенности, интересы и предпочтения детям.

Проекты — это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации. Работа над проектом имеет большое значение для развитие познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Для ребенка характерна жажда жизни, обогащенная яркими образами окружающего мира. Проект может носить как индивидуальный, так и групповой характер.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого объединяются в одно целое. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными и длительными.

Технология проектирования способна творить чудеса, превращая повседневную деятельность с детьми в праздник творчества. От имени детей хорошо сказал педагог Чарльз Беббидж:

Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.

В ходе проекта реализуется «Я-концепция», как одно из важнейших достижений формирования личности. В рамках проекта дети вовлекаются в активную практическую деятельность через решение проблемных ситуаций, в которых всегда присутствует «феномен удивления». Итогом проекта является совместное с детьми оформление газет, фотостендов, поделок, рисунков, презентаций.

Проект помогает сориентировать ребенка на стремлении решать возникающие проблемы самостоятельно, делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает все вышеперечисленные условия для формирования социальной компетентности. Преимущество ее перед другими видами деятельности заключается в активной позиции ребенка, самостоятельно и осознанно планирующего собственную деятельность. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не только учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижению, приобретать качества социально-компетентного человека. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Педагог не только способствует развитию компетентности, связанной с данными интересами, но и выявляет мотивацию родителей и детей для поддержания увлеченности этой деятельностью. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

«Экошина лаборатория» (Царица-вода) — под таким названием был разработан совместный проект детей и родителей в нашей группе.

Перед созданием проекта была поставлена цель: создать условия для развития познавательных и образовательных способностей детей в процессе разработки проекта. Проект поставлен на формировании у детей элементарных представлений о воде:

  1. Выявление свойств, качеств воды, снега, льда;
  2. Вода не имеет собственного вкуса, запаха;
  3. Вода жидкая, может течь;
  4. В воде некоторые вещества растворяются;
  5. Вода не имеет формы;
  6. Вода может быть в трех состояниях: вода, пар, лед.

В помощь к реализации проекта были разработаны основные направления:

  1. Занятия: «Узнаем, какая вода», «Водяные следопыты», «Царица-вода».
  2. Беседы: «Для чего нужна вода», «Вода вокруг нас», «Круговорот воды в природе».
  3. Подпроекты: «Путешествие капельки», «Красота Воды».
  4. Наблюдения: «Делаем цветные льдинки», «Как лед превращается в воду», «Теплая и холодная вода».
  5. Праздники с родителями: «Что мы знаем о воде»...
  6. Диагностика «Блок-вода».

Стихи, загадки, считалки, пословицы, представлены в разделе «Художественное слово». Была проведена предварительная работа:

  1. Чтение стихов «Дождик», «Снежинка»,...
  2. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Снежинки танцуют»....
  3. Разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток: «Лед», Снежок», Снежный ком»....
  4. Дидактические игры: «Лягушка», «Что растет в воде», «Мы — водные жители»...
  5. Альбомы: «Вода в природных явлениях», «Кому нужна вода»...
  6. Праздники: «Добрая вода», «Праздник чистюль»... В конце проекта презентация «Байки от водяного».

Для реализации проекта в группе создана лаборатория неживой природы. Она организована с целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Оснащена лаборатория совочками, формочками, бросовым материалом, инвентарем для экспериментов, и главный атрибут лаборатории — игровой персонаж — Экоша. С его помощью дети узнали, что обыкновенная вода — удивительное вещество. Она может быть бесцветной, а может быть и цветной. Из безвкусной — превратиться в сладкую или горькую, потому что вода умеет растворять другие вещества. У воды может быть температура.

Результатом работы лаборатории стало не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы (воды). Но и освоение простых форм наглядно-действенного и нагляднообразного мышления.

Результатом этого проекта стало следующее:

  • вовлечение родителей, воспитанников в проектную деятельность
  • овладение обобщающими понятиями
  • проводить опыт, анализировать вывод.

Анализ проведенной совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:

  • участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей
  • умственно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру
  • совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год