Статья воспитателя ГБДОУ № 89, Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга, Твердохлеб Юлии Валерьевны «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Развитие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе. Поэтому, надо как можно раньше начинать развитие художественно-творческих способностей у детей. Прежде чем начинать развитие, в самом начале необходимо использовать разнообразные приемы: экскурсии в природу, рассматривание картин известных художников, развитие воображения, наблюдательности, эстетического вкуса, пространственных отношении и конструктивных навыков. При обучении рисованию хорошо использовать художественное слово: стихотворения, пословицы, поговорки, загадки. Развивая способности детей, необходимо упираться на личностные качества ребенка, его навыки и владение теми или иными способами и приемами.
Известно, что художественное творчество отвлекает детей от каких-то негативных, печальных событий, обид, снимает стресс и нервное напряжение, а вызывает позитив, радость от участия и полученного результата своей деятельности. Занятие творчеством также способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию. Детям дошкольного возраста понятны и интересны многие работы мастеров декоративной росписи: «Хохлома», «Гжель», «Городецкая» и др. Дети, опираясь на элементы их росписи создают свои рисунки, не похожие на работы мастеров. Особенно доступна детям лепка игрушек из глины, с последующей росписью (петушки, барыни, рыбки, посуда, сказочные птицы и др.) Чтобы развит у детей индивидуальность работы нельзя предлагать им образцы, шаблоны, так как многие дети будут копировать эти работы, не внося ничего своего. А мы стремимся развить индивидуальные качества в передаче образов. Какие же основные задачи стоят перед взрослыми? · Формирование наблюдательности · Накопление жизненного опыта · Знакомство детей с гаммой цветов (горячие и холодные тона) · Развитие мелкой моторики рук · Развитие эстетического вкуса · Использование разнообразных материалов для создания работы. Становление эстетического вкуса у детей происходит на основе практического интереса и реализуется на практике в совместной деятельности со взрослыми, а потом и самостоятельно. Это смешивание красок, получая новые цвета и оттенки, сочетание разных видов деятельности, прослушивание музыкальных произведений. В последствии ребенок может сам создавать оригинальные композиции и работы по известным сказкам и произведениям, используя свой опыт. Нужно как можно больше давать рисовать детям с натуры: цветок в вазе, матрешка, фрукты на тарелке, посуда, разнообразные игрушки. Начиная изображать тот или иной предмет нужно сначала вылепить этот его, затем наклеить, а потом уже предложить нарисовать его на бумаге, используя разнообразные материалы (гуашь, акварель, карандаши, мелки, пастель, сангина). Очень важно проводить большую предварительную работу: · Рассматривание общей картины · Описание предлагаемого объекта · Рассматривание по частям · Исследование деталей · Прорисовка отдельных элементов · Выбор материала Творческое развитие ребенка зависит так же от того, как организовано пространство в котором он растет и развивается, т.е. развивающая среда. Есть ли в группе уголок изобразительной деятельности для свободного пользования с выбором материалов, картины художников, скульптуры, мотивы росписи великих мастеров, иллюстрации сказок. Но самое главное – это уважение интересов и потребностей ребенка, опора на его индивидуальные качества, поддержка и поощрение его начинаний и замыслов. А также использование личного примера педагога в решении той или иной задачи.
|