Бесчётнова Татьяна Викторовна Воспитатель МБДОУ "Инсарский детский сад "Солнышко" Республика Мордовия Подготовила: воспитатель старшей группы Бесчётнова Т.В. Инсар 2013г. Уважаемые коллеги! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Таким образом, перед воспитателями, встают вопросы: как сделать процесс формирования личности ребёнка творческим и увлекательным, как добиться успеха в формировании становления личности дошкольника.
Одним из ответов на эти вопросы – интеграция образовательной деятельности Интеграция – объединение в одно целое различных элементов или частей. У того целого всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов, и интеграция производится именно с целью воспользоваться этими плюсами. Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Интеграция может проходить по следующим направлениям - музыка + познание (математика), - коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка, - коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература, - познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд, - познание (математика) + изобразительная деятельность, - здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие. - познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь)
Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках принципа интеграции то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя, разные аспекты: 1) социальные, в том числе нравственно – эстетические; 2) эмоционально – чувствительные, включая музыкальные; 3) художественно – эстетические; 4) логика – математические; 5) естественно – научные. Интегрированные занятия сложны, безусловно, но в целом дают неплохие положительные результаты в освоение ребёнком образовательных областей. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Использование принципа интеграции на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Почему же мы выбрали именно такую форму? Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием принципа интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Таким образом, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества и педагога и воспитанника. Важно отметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие: -сравнительный анализ, сопоставление, поиск; -проблемные вопросы; - речевые игры, эвристическая деятельность, совместные открытия, активизация словаря. На каждом занятии мы ставим следующие цели: -чёткость, компактность, сжатость учебного материала; -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; -большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии; -систематичность и доступность изложения материала; -необходимость соблюдения временных рамок занятия. Успех занятия в целом зависит от позитивного отношения к ребёнку, от проявления искренней заинтересованности к действиям ребёнка, от эмоциональной поддержки. Нельзя проявлять раздражение, нельзя говорить приказным тоном. Таким образом, для достижения положительного результата воспитатель ставит перед собой задачи, которые должны научить ребёнка. Развивать внимание, память, логическое мышление, находчивость, фантазию, творческие способности. Из всего сказанного следует вывод: Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов детского сада и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детское – взрослое сообщество.
|