Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, расширяет круг представлений, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства, переживания. Усвоение речи в дошкольном возрасте-необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь-ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер-весь психический склад личности выявляется в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно родителям необходимо соблюдать ряд условий:1.Не перегружать ребёнка речевыми занятиями;2.Игры, упражнения должны соответствовать его возрасту;3.В общении с ребёнком следить за своей речью;4.Говорить с ним не торопясь, слова произносить чётко и ясно. К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к семи годам у ребёнка появляются проблемы с речью. Ребёнок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребёнок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развёрнутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д. За 4 года жизни ребёнок успел накопить значительный объём знаний. Четырёхлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях. К пяти годам активный словарь ребёнка почти удваивается и составляет примерно 2500 слов. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребёнок отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из трёх-четырёх и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчётливее произнесение слов и звуков. И хотя достижения ребёнка в усвоении правильной речи значительны, тем не менее, речь его ещё должна усовершенствоваться. Так, четырёхлетние дети ещё не всегда могут без помощи взрослого связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неправильное образование некоторых грамматических форм, например, множественного числа существительных (много карандашов). Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. Ребёнок пятого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых словах (сова, лиса, коза, зима), но в тоже время может опускать их в сочетаниях с другими согласными звуками. С расширением и обогащением словаря ребёнка усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко, «т.е. указать цвет или величину предмета. Часто ребёнок допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, в предложных окончаниях. Поэтому мы обращаем внимание на то, как ребёнок согласовывает между собой слова в роде, числе, падеже. Спрашиваем его, какого цвета, величины или формы тот или иной предмет: (яблоко большое, стул маленький, шапочка красная , а солнышко жёлтое). Допущенные ошибки обязательно нужно исправлять. В речи детей наблюдаются такие ошибки, как неправильное употребление падежных окончаний: «Спроси у маме». Словесная игра «Чего не стало» упражняет ребёнка в правильном употреблении падежных окончаний имён существительных родительного падежа единственного числа. Научить ребёнка правильно употреблять предлоги и слова в нужном падеже можно применять словесную игру «Где находится» - взять любую игрушку и , помещая её в разные места, спросить, где зайка? (на столе, под стулом, в коробке, за коробкой…) Формирование разговорной речи происходит, прежде всего в повседневном общении с ребёнком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возвращения ребёнка с прогулки или похода в магазин необходимо задать вопросы и добиваться, чтобы ребёнок давал полные ответы. Очень хорошая игра «Магазин». Сначала ребёнок выполняет роль продавца. Воспитатель покупатель: попросить дать вам предмет, описав его так: длинный, красный им можно рисовать. Ребёнок подаёт карандаш. Затем роли меняются. На данном возрастном этапе ребёнок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, шорты-одежда; чашка, тарелка, ложка-посуда). С большим интересом дети подбирают слова к определённым глаголам. Например, летит ракета , а что ещё может летать? Ребенок перечисляет: «самолёт, птица» можно дополнить ответ ребёнка, если необходимо исправить ошибки. Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту, быть понятными ребёнку. При рассматривании картинок учить ребёнка выделять сначала главное, потом-второстепенное. Так, например, если на иллюстрации изображены дети, затем обратить внимание на то, как они одеты. Предложить определить время года, почему он так считает. Для детей 5-ого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания. Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста. Например, при перессказывании сказки «Гуси лебеди» задаются примерно такие вопросы: Кто унёс Ванюшку? Кто повстречался Маше? Куда гуси лебеди унесли Ванюшку? И т.д. Такие вопросы облегчают пересказ. Передовая содержание художественных произведений, ребенок учится точно, полно, последовательно излагать свои мысли. Считалки, потешки, загадки дети легко запоминают. А это, в свою очередь, способствует развитию памяти, расширению активного и пассивного словаря ребёнка. Очень важно обращать внимание и на звуковую сторону речи. Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идёт в двух направлениях: 1.развитие речевого слуха (правильное восприятие звуков речи, темпа, громкости) 2.совершенствование произношения(правильное употребление звуков, чёткое и внятное произношение слов, умение правильно пользоваться голосом, темпом, интонацией). Вот некоторые игры и упражнения, они приучают ребёнка слышать и различать разнообразные звуки, находить источник звука. «Угадай, что я делаю?» ребёнок отворачивается и закрывает глаза. Кто-то из взрослых двигает стул, ходит по комнате, шуршит газетой, наливает воду, стучит по столу… Ребёнок называет действия, которые производит взрослый. «Угадай, где звонит?» завести будильник и спрятать его под шкафом, или ещё где-нибудь, ребёнок должен угадать, откуда раздаётся звук, и найти будильник. «Угадай, чья это песня?» попросить ребёнка внимательно послушать и запомнить, как поёт водичка (с-с-с) и как поёт комарик (з-з-з). Затем попеременно произнося то звук «с», то звук «з», предложить угадать, когда поёт водичка, а когда комарик. Для произнесения некоторых звуков, сложных слов требуется слаженная и чёткая работа всего артикуляционного аппарата. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте. На занятиях ребёнок знакомится с миром букв и звуков, которые изучаются в определенной последовательности. Ребёнок учится делить слова на слоги, составлять из букв слова, у него формируется навык звукобуквенного анализа и синтеза, развивается фонетический слух. Это является очень важным условием для успешного обучения грамоте, а в будущем хорошей профилактикой ошибок в письменной речи. Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР «Детский сад №39 «Золотой петушок» Опыт работы на тему:«Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления» Подготовила: воспитатель I кв. категории Сафарова Н.В. г. Альметьевск
|