Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы "Создание творческого коллектива ДОУ"
Педагогика
Автор: Татьяна Дермичева   
14.02.2014 13:53

Опыт  работы Создание  творческого коллектива ДОУНа должность заведующего детским садом я была назначена после того, как проработала 26 лет воспитателем. Я прошла все ступени профес­сионального роста: от нянечки до заведующего. С одной стороны, это очень хорошо, так как изнутри знаешь весь процесс и организа­цию дошкольного воспитания, а с другой — пройдя нелегкий путь, став заведующим, столкнулась  с тем, что взвали­вала всю работу на себя, минуя делегирование полномочий, так как управленческая деятельность очень многогранна. Посто­янно казалось, что лучше меня никто не выполнит то или иное дело. Но мне повезло, я попала в очень хороший коллектив, особенностью которого были высокая работоспособность, взаимопонима­ние, надежность и порядочность. Некоторых помощников вос­питателей убедила поступить в педучилище. На свой страх и риск сразу перевела их на должности воспитателей. Я очень рада, что в них не ошиблась. Успешно окон­чив училище, они до сих пор продолжают творчески трудится в нашем детском саду.

Скачать презентацию к проекту

Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения. Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед»
Коллектив привык работать в  годами установившемся режиме. А инновации требуют обновления. Отсюда противоречия, разрушение каких-то традиций. Изменения воспринимаются работниками неоднозначно: иногда с пониманием, иногда с безразличием, но чаще всего в «штыки». У этого есть причины:
-нежелание нарушать сложившуюся систему отношений, устоявшийся ход событий;
-страх перед новым, неизведанным, осознанием своей некомпетентности, неверием в свои силы, нежеланием брать дополнительные обязанности;
-стремление сохранить старые добрые порядки, неуверенность в том, что перемены происходят в их интересах. Таким образом, сопротивление людей переменам усиливается, если они поспешны, оказывают неблагоприятные воздействия на персонал. Сопротивление может выражаться в игнорировании информации, откладывании решений, интригах, направленных на раскол в коллективе, нарушении инструкций. Проводить инновационную политику непросто. Это сопряжено с рядом противоречий. Одно из них – стремление системы к сохранению стабильного положения, а именно, желание работать в определенном, годами установившемся режиме. Закономерно, что при внедрении новшеств происходит разрушение стереотипов, сложившегося порядка вещей, традиций.
Мы на себе ощутили сопротивление системы, когда некоторые сотрудники предприняли тактику “бегства” и ушли на пенсию, другие проявляли пассивность, игнорировали перемены (скрытый уход). Другие занимали оборонительную позицию, отказывались от внедрения новаций, объясняя это разными причинами: “Детям это неинтересно”, “Нас этому не учили” и т.п.
Практика показала, что для своего успеха преобразования требуют:
-широко информировать членов коллектива;
-вовлечь людей в дискуссии, поощрения критики;
-формировать благоприятный психологический климат;
-определить возможные последствия;
-скрыть явное принуждение несговорчивых.
Не сдались мы только потому, что на теоретическом уровне знали закон S-образного развития системы (1 этап – зарождение; 2 этап – замирание в развитии, спад, период адаптации; 3 этап – развитие, здесь происходит встреча с проблемами, противоречиями, которые являются источниками развития; 4 этап – система достигает наивысшей точки развития; 5 этап – система начинает отмирать) Инновационные преобразования протекали неравномерно, проходили через перечисленные этапы, происходили  периоды спада, адаптации, даже сопротивления.
И возникает вопрос? Как направить педагогов на путь инноваций?  Поддерживать и укреплять дух новаторства, оказывать влияние на подчиненных удается с помощью использования “мягких” методов управления, таких как:
Во-первых, очень важно убедить человека. Для этого привести логически обоснованные факты, аргументы. Во-вторых, нужно  быть образцом для подражания во всем - в работе, в поведении, везде. В-третьих, нужно уметь внушить работнику, что надо делать так, а не иначе. И обязательно коллектив нужно уметь заразить, ведь эмоции руководителя на психофизическом уровне передаются подчиненным. Одним из главных методов управления является стимулирование. Без вознаграждения и поощрения подчиненные не будут работать в полную силу. Люди редко устают от похвалы, внимания и признания. Поэтому психологический вид поощрения мы считаем наиболее действенным.
Предлагаю вашему вниманию «секреты» создания творческого коллектива  наиболее признанные в нашем детском саду:
1.    Забота о положительном психологическом климате коллектива. И здесь для работы я привлекаю психолога ДОУ. Вместе с ним мы  изучаем потенциальные возможности педагогов,  проводим с ними деловые игры, тренинги, выявляем препятствующие инновациям факторы.
2.    В управленческой деятельности не обойтись без контроля, так как любой контроль всегда порождает волнение коллектива, даже когда и проводится доброжелательно. Поэтому в нашем  ДОУ мы практикуем взаимоконтроль,  который дает положительные результаты в самообразовании педагогов.
3.     И, конечно, каждый сотрудник в любой реализации идеи может получить помощь от руководителя, старшего воспитателя и коллеги.
4.    В век технических скоростей очень  много внедряется инноваций. В наше непростое время, связанное с выходом федеральных государственных требований, происходит много преобразований в сфере дошкольного образования, меняется технология организации педагогического процесса. Для развития ДОУ инновации нужны. Но быстрый темп их введения порой выводит сотрудников из здорового равновесия. Поэтому инновации должны вводиться постепенно, с передышками, на осознанном уровне. Вот тогда будет и результат.
5.    Еще для формирования творческого коллектива необходимо предоставлять педагогу право для его самовыражения. Будь это оформление пространства группы или применения конкретной программы по обучению детей, проведения мероприятия или новаторское внедрение. И всегда приветствуется инициатива педагога.
6.    . Стараемся обеспечивать рекламу работников, добившихся значительных результатов как внутри детского сада, так и за его пределами. Формы презентации достижений педагогов различны: через информационные стенды, средства массовой коммуникации, открытые показы, рассказ о достижениях педагогов на родительских конференциях. Как ни покажется странным, но очень действенно такое поощрение работников, как повышение их ответственности и самостоятельности.
7.    В нашем коллективе есть свои традиции, которые помогают формированию дружного творческого коллектива. Это «Новогодний огонек», «День воспитателя», «Посвящение в пенсионеры», празднование юбилеев сотрудников, дня рождения детского сада. Имеется творческая группа по разработке сценария и проведения традиционных мероприятий. Такие традиции сближают коллектив и способствуют слаженной и положительной работе на благо наших детей.
Анализируя творческие достижения педагогов, можно отметить, что они являются активными участниками во всевозможных конкурсах: районных, областных, зональных. Мониторинг творческих достижений педагогов ДОУ показал:
·                   повысилось число результативно участвующих педагогов в различных конкурсах в сравнении с прошлым годом.
·                   Проделанная работа способ­ствуют творческому росту педагогов, формированию мотивации к самопознанию и саморазвитию, снижению количества педагогов, про­являющих пассивность в творческой реализации, желании разви­ваться и познавать себя.
·                   Появилась заинтересованность педагогов к самообразованию, творческому самоопределению, самосовершенствованию.
·                   Увеличилось количество педагогов, успешно прошедших аттес­тацию, а также получивших 1 квалификационную категорию и высшую.
·                   Налажена экспериментально-исследовательская деятельность.
·                   Повысилась результативность работы с детьми.
И в заключение я хочу сказать, что в настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.
А вообще на позитиве в голову приходит высказывание, что в заведующей живет множество разных животных. Она и кошка, потому что должна быть гибкой; и лиса, потому что частенько ей приходится хитрить; и слон, потому что тянет на себе огромный груз. Порой в ней просыпается тигр. А порой, кроме как коровой, ее и не назовешь: все-то из нее тянут — и подчиненные, и родители, и проверяющий. А начинающая заведующая напоминает корову на льду. Но это проходит быстро, потому что настоящий руководитель должен чувствовать себя в своем детском саду как дома. Или как рыба в воде…»

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год