Использование презентаций в программе Mimio Studio. Т.В. Матыгулина, учитель начальных классов, I категория, ОГСКОУ «Школа – интернат г. Черемхово», Иркутской области «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» Л.Г. Петерсон В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно всё в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда.
Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся. Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включения игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, хочу выделить общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья: необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры. Игровую форму на уроках создаю при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме организую по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. При использовании игровых технологий на уроках соблюдаю необходимые условия: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; доступность для учащихся данного возраста; умеренность в использовании игр на уроках. Выделяю такие виды уроков, которые я использую в педагогической деятельности: ролевые игры на уроке; игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); различные виды внеклассной работы по предметам (КВН, экскурсии, конкурсы, викторины и т.д.), которые могут проводиться между учащимися разных классов. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников. Таким образом, можно сказать, что: Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности: побуждает ученика к самостоятельной деятельности, влияет на укрепление интереса, должно происходить в доступной для них форме. Уроки, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. В своей работе использую дидактические игры на различных этапах урока: особенно на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники. В настоящее время в школе в качестве универсального средства получения учащимися новых знаний выступает компьютер. Дети учатся работать на нем, используют его возможности. Поэтому и для учителя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися. Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от своих учеников. Достоинства такого урока, я считаю неоспоримы. Экономия времени при объяснении нового материала и отработке умений и навыков обучающихся. Представление материала в наглядном виде. Дифференцированный подход к обучению, каждый ученик работает в своём темпе. Увеличивается количество тренировочных заданий. Оперативный контроль. Создаётся игровая познавательная ситуация. Каждый ученик становится субъектом обучения, т.к. работа с компьютером требует активного управления, а не пассивного слушания. Повышается мотивация учебной деятельности. «Ситуация успеха» (даже маленькая победа над бесчувственной машиной даёт веру в собственные силы) Развитие памяти и мышления. Применение знаний в изменённой и незнакомой ситуации В своей работе использую цифровые образовательные ресурсы. Составила презентации в программах Power Point,Mimio Studio по темам: «Времена года», «Профессии», «Учебные вещи», «Пожар в школе и дома», «Овощи и фрукты» , «Зимующие птицы» , «Виды транспорта» , «Мамин день», «В гостях у Мойдодыра», «Игрушки», «Про кошек и собак», «Правила дорожного движения», «Новый год», «Масленица» , «День Победы», «День Космонавтики», «Правила поведения в общественном транспорте», « Домашние и дикие животные» и т.д. Презентации Mimio Studio - наиболее трудоёмкая в подготовке программа, но она многофункциональна. Основная цель применения презентаций на уроках – сделать учебный процесс более «технологичным», т.е. таким, чтобы он обеспечивал учебным материалом все основные этапы урока, был удобен в работе и для учителя, и для детей. Кроме того, анимационные возможности программы Mimeo Studio помогают на уроке обратить внимание учащихся на правила выполнения основных логических операций, помогают проводить рассуждения и простые доказательства. Презентации Mimio Studio - на уроках позволяют сделать урок не только более оживлённым, привлекательным, но и увеличить долю учебной информации, расширить кругозор учащихся. Обучающие проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя. Презентация помогает развивать познавательную активность учащихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся. В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), относящихся к различным областям знаний. Галерея расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. К сожалению, количество картинок в данной программе небольшое, но это легко восполнить через раздел «Моя галерея», который позволяет накапливать ресурсы для дальнейшего использования их на практических занятиях. Презентации в программе Mimio Studio использую на уроках повторения, обобщения, изучения нового материала, во внеклассной работе. Использую презентации Mimio Studio на различных уроках. 1. Математика. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Mimeo Studio, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. 2. Окружающий мир. Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся. В презентацию удачно вписываются задания – выбор. К вопросу прилагается ряд ответов. Обучаемый должен выбрать один или несколько правильных ответов. 3. Русский язык. Я применяю разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы. 4.Чтение. Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы. Я считаю, что труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: • повышает качество знаний; • продвигает ребенка в общем развитии; • помогает преодолеть трудности; • вносит радость в жизнь ребенка; • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. В заключение хочу отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших педагогов». Список литературы: 1. Ш.А.Амонашвили “Активизация познавательной деятельности младших школьников”. под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. с.37-45. 2. Г.Ф.Гаврилычева “Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”: Начальная школа №12, 1999г. М. Просвещение с. 18-27. 3. Н.Б.Истомина “Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах”. М., Просвещение 1985г. с.3. 4. А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.И. Фридман “Мотивация учения и её воспитание у школьников” М Педагогика 1983г. с.4. 5. И.Мохначева “Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников”: Начальная школа №12, 1999г. М. Просвещение с.13, 14, 15. 6. Б.П.Никитин Ступеньки творчества или Развивающие игры., М., 1990. 7. Е.В. Шаморина Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Начальная Школа. 2003. №8. Анкетные данные автора 1. Фамилия, имя, отчество Матыгулина Татьяна Владимировна 2. Место работы ОГСКОУ «Школа- интернат г.Черемхово» 3. Занимаемая должность учитель начальных классов, I квалификационная категория; руководитель ЦК учителей начальных классов 4. Сведения о наградах Почётная грамота Министерства образования Иркутской области, 2012 год.
|