Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако, такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Скачать конспект
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой , прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Так что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.
Проект - это пять «П»:
Спецификой проекта является его комплексный характер, т.е., проектная деятельность позволяет интегрировать образовательные области в свете современных требований («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество») Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности. Задачи развития: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Развитие познавательных способностей; Развитие творческого воображения; Развитие творческого мышления; Развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: 1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); 3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4. творческие(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Значимы и другие виды проектов, в том числе: • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности( в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год). План работы воспитателя по подготовке к проекту: 1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей) 2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями. 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта). 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор (накопление материала). 6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности. 7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. 8. Презентация проекта (разнообразные формы представления). Этапы реализации проектной деятельности: 1.ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы, и т. д.) КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ : Что мы знаем? Что хотим узнать? 2.СБОР СВЕДЕНИЙ ключевой вопрос: Что мы узнали? Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д. 3.ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации? Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности. 4.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно? Ответ – практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т.д. 5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Ключевой вопрос: Что получилось? Некоторые проекты – «самопрезентующиеся» - спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других - необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий… Правила для педагогов при работе над проектом: 1. Глубоко изучите тему проекта; 2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу; 3. Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4. Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; 5. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7. Последовательно и регулярно работайте над проектом. 8. Создавайте атмосферу сотворчества. 9. Используйте индивидуальный подход. 10. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений. 11. Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.
Т.о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Для подготовки материалов также были использованы Интернет-ресурсы (сайты для педагогов и воспитателей)
|