Эмоционально-психологический климат группы (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Ковалева Светлана Николаевна | |||
16.04.2012 15:15 | |||
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Ковалева Светлана Николаевна В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется?
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера. Сейчас в детских садах растёт число детей с нарушениями поведения в виде агрессивности, тревожности, страхов, расторможенности, эмоциональной неустойчивости.
Ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов. По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.
Эмоционально-психологический климат или психологическая атмосфера -это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей. Эмоционально-психологический климат группы классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
10. желание участвовать в коллективной деятельности; 11. удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников. .Необходимо ознакомление воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе и эффективному применению образовательных и воспитательных воздействий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком. Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия: - быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; - позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр); - наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме; - наличие «семейных альбомов»; « уголков психорелаксации»; « зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться; - разумная занятость детей; - применение физминуток во время занятий; - наличие традиций в группе; - часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день; - проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания; - демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза; и т.д.
В нашей группе, в рамках оздоровительной программы, проводятся специальные занятия из цикла «Эмоции и здоровье». Занятия включены в план и проводятся один раз в месяц. Основная цель этих занятий: знакомство детей с различными чувствами и эмоциями, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь «прожить» определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Основные задачи занятий: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме этого, на занятиях дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легко переносить аналогичные, но более сильные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. Мы изучили с детьми чувство робости, радости, несколько занятий было посвящено чувству страха. Занятия носят практический характер и построены в основном на обыгрывании ситуаций, беседы с детьми, проводятся психологические игры, этюды, психогимнастика, релаксация. Для родителей вывешиваем мини-отчеты о занятии: что изучали, что делали, в какие игры играли, чему важному научились. На занятиях используем игровые персонажи, картинки, пиктограммы человеческих эмоций, рисование своих страхов и т.д. В группе есть стенд «Страна настроения». После знакомства с основными понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. 2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки. В психогимнастику могут входить - Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний; - Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций; - Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. - психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера. Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время. 3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций. Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия (общее время релаксации не более 10 минут). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют. 4. Минутки вхождения в день. Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
В дальнейшем, уже в старшей группе, диапазон цветов для определения настроения, диапазон эмоций будет увеличиваться.
Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами эмоционального здоровья. По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого, прежде всего, родителям необходимо формировать у детей установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. У ребенка, воспитанного счастливыми родителями, больше шансов самому стать счастливым.
Врачи – педиатры отмечают резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.
А воспитателю необходимо соблюдение принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов.
|