Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Установление партнёрских отношений между родителями и воспитателями детского сада В.А. Петровский обозначил эти отношения как «доверительный деловой контакт». Поэтому я поставила перед собой главную цель, это установление доверительно – делового контакта с родителями, а уже затем формирование активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников.
Чтобы работа с родителями была результативной строила её поэтапно исходя из принципов: - доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания; - личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек, должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться»; - подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным участникам процесса взаимодействия – во – первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того, что именно родителями для нас являются социальными заказчиками, во – вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно. Выстраивая свои отношения с семьями воспитанников всегда помню и выполняю правила, необходимые для оптимального педагогического общения: - обращение к родителям своих воспитанников всегда по имени, отчеству; - проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними; - умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще; - проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними; - беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего. Умение дать почувствовать родителям их значимость, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении. Следуя этим правилам, добилась установления доверительных отношений с родителями. В программе «Радуга « авторы обращают внимание педагогов на наличие в группе материалов активизирующих познавательную деятельность детей и необходимость создания коллекций. Почему коллекционирование? Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску, во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей, в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Следуя этим рекомендациям, я оформила выставку своей коллекции. В ходе общения с родителями моих воспитанников узнала, что некоторые семьи также увлекаются коллекционированием. Поэтому решила использовать это увлечение родителей для решения второй цели взаимодействия: формирование активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников. Вся работа проходила в три этапа: 1этап – адаптация приема коллекционирования: - накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; - включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми Формы работы с детьми и родителями: -анкетирование родителей Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности - консультация для родителей направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию - встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей) Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию - посещение тематических выставок в художественном колледже и выставочном зале Художественного музея города Цель: расширение знаний детей об окружающем мире 2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций: -организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования; - побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; Формы работы с детьми и родителями: - организация мини лаборатории в группе Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения. - чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации - индивидуальные беседы с детьми по интересам Цель: поддержка и развитие детских интересов 3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей - привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей Формы работы с детьми и родителями: -организация выставок коллекций детей и родителей в детском саду Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций Итак, что могут делать родители в детском саду: - читать детям рассказы, сказки, истории; - оформлять выставку коллекций своего ребенка или собственную выставку; - собирать природные материалы для коллекций детей: камешки, семена, раковины и т.п.; - рассказать о семейной коллекции. Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, так собранные детьми коллекции используются в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей: на занятиях по развитию речи, и на занятиях по формированию математических представлений, и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей. Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выставки, оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи. Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
Пичкалёва Ирина Ивановна МБОУ «Начальная школа – детский сад №21»
|