Мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ в системе образования общего назначения |
Педагогика | |||
Автор: Толмашова Наталья Александровна | |||
18.07.2016 13:45 | |||
Мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ в системе образования общего назначения Толмашова Наталья Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Абакана Мониторинг – это процесс непрерывного контроля, отслеживания тенденций в изменении основных параметров деятельности дошкольного учреждения. Это процесс неизбежно ведет к необходимости переосмысления понятийного аппарата, разработке разнообразных процедур и механизмов оценки качества образования таких как, диагностика, анализ, контроль.
Одним из методов оценки качества можно считать «мониторинг как процедуру сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» Необходимо отметить, что мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения как условие обеспечения качества дошкольного образования понимается как система действий, направленная на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения качественного развития ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте. Таким образом, целью мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения является обеспечение адекватного информативного отражения состояния качества образования в дошкольном образовательном учреждении, позволяющее осуществить аналитическое обобщение и использовать полученные результаты. Исходя из этого, в мониторинге должны быть определены четыре основных параметра, характеризующих:
Рассматривая непосредственно мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ, следует заметить, что адаптированные программы, разработанные для детей с ОВЗ, подлежат более качественному контролю. В дошкольном образовании существует принцип постоянного улучшения деятельности во всех направлениях — управлении, кадровом, учебно-методическом, материально-техническом обеспечении, создании благоприятного микроклимата, толерантности, желании работников в повышении своей квалификации, способствующие повышению качества образования с детьми с ОВЗ. Мониторинг обеспечивает должный уровень качества создаваемых для детей с ОВЗ образовательных программ и образовательной деятельности, в процессе которой эти программы реализуются. Помимо адаптированных и образовательных программ в дошкольном учреждении проводится вне образовательная деятельность, которая может оказывать большое влияние на процесс социального развития детей, развития их индивидуальных способностей и интересов, развития коммуникативных возможностей и опыта разнообразной деятельности (исследовательской, проектной, игровой, физкультурно-спортивной, экскурсионной, театральной), способствующей психическому и личностному развитию воспитанников. Помимо этого в рамках вне образовательной деятельности по желанию родителей детей с ОВЗ в дошкольной организации могут быть реализованы дополнительные образовательные программы, связанные с разными направлениями воспитания и социализации личности воспитанников с ОВЗ, например, разные аспекты духовно-нравственного, эстетического, физического либо других направлений личностного развития. Специальная поддержка освоения детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы предполагает включение в Программу и процесс ее реализации системы психолого-педагогических и медицинских средств с учетом особенностей развития и специфики образовательных потребностей разных групп детей с ОВЗ. Также, одним из критериев мониторинга образовательного процесса является проведение мероприятий по повышению компетентности работников дошкольных организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей с ОВЗ. Такими мероприятиями могут быть разные формы повышения квалификации работников образования по вопросам качества образования и его оценки, где раскрываются вопросы:
На основании третьего критерия мониторинга — степени удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения, проводится анкетирование родителей детей с ОВЗ. Анкетирование помогает выяснить, что родители хотели бы получить от образовательной или адаптированной программы. Из этого следует сделать вывод о том, что необходимо включить или уделить большее внимание тому или иному критерию в образовательной или адаптированной программе для детей с ОВЗ. Основные ожидания родителей детей с ОВЗ весьма разнообразны в плане итоговых достижений воспитанников, содержания образования и условий его организации, которые обусловлены их разными образовательными потребностями и возможностями. Рассматривая последний критерий мониторинга — соответствие результатов развития воспитанников требованиям действующих нормативно-правовых документов, проводится педагогическая диагностика для детей с ОВЗ. На основании этой диагностики для воспитанника с ОВЗ составляется индивидуальный маршрут развития, основанный непосредственно на потребностях и возможностях данного воспитанника. Цель индивидуального маршрута развития для ребенка с ОВЗ – это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально-личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. Принципы индивидуального маршрута развития для ребенка с ОВЗ:
Таким образом, мониторинг по своим критериям регулирует процесс работы с детьми с ОВЗ, способствует постоянному росту и качеству образования в системе общего назначения.
|