Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников» |
Педагогика | |||
Автор: Черникова Юлия Владимировна | |||
01.08.2018 13:37 | |||
Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 ОАО «РЖД» Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории Черникова Ю.В. 1. Информация об опыте
Игра — путь детей к познанию мира, Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. Наш детский сад входит в систему образовательных учреждений ОАО «Российские железные дороги», поэтому в соответствии с «Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» одним из направлений моей работы является ранняя профориентация дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. Естественно, что сюжетно-ролевая игра является основной формой работы в этом направлении. 2. 2 Условие возникновения, становления опыта Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой, которую я использую в своей работе, ознакомление с трудом взрослых занимает не так много места. А работа по профориентации на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы. Конечно, реализовывать эту работу можно через НОД, дидактические игры, индивидуальную деятельность. Но так как сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка, то естественным будет формировать представления о профессиях на железнодорожном транспорте через сюжетно-ролевые игры. 2. 3 Актуальность опыта Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.
2. 4 Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании знаний, развитии интереса к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию. 2. 5 Цели и задачи работы Цель — определения влияния сюжетно-ролевой игры на приобщение дошкольников к миру профессий железнодорожного транспорта. Исходя из цели работы, определены следующие основные задачи:
На сегодняшний день существует недостаточно методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников. 2. 7 Адресная направленность Опыт может быть использован воспитателями детских садов, старшими воспитателями, родителями дошкольников. 2. 8 Участники опыта
Предполагаю, что к выпуску в школу у детей:
2. 11 Теоретическая база опыта. Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса. В контексте проблемы умственного развития, а также формирования у них системных знаний, проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д. Б. Эльконин, Н.С. Пряжников, В.И. Логинова, Л.С. Выготский). Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств. В то же время профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого подрастающего человека. Профессионализация начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы и т.д. К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е. А. Климовым (1983г.) периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, машиниста, продавца, почтальона, учителя и т.д.). Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Однако этот и другие существующие подходы рассматривают процесс ознакомления детей с трудом взрослых и формирования трудовых навыков и умений с различных позиций, но ни по возрастному диапазону, ни по задачам ни один из них не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка зачастую уходит из поля зрения положение о том, что этот возраст можно рассматривать как период проявления и развития ранних профессиональных устремлений, как время формирования первых профессиональных предпочтений в игровой деятельности. К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся: развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны, социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы, эмоциональная профессиональная идентификация, жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности. Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Уникальным средством формирования профессиональных установок детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Посредством игры ребенок познает окружающий мир. Сюжетно — ролевая игра дает возможность проявить ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (2). В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка (3). Как отмечает Ядешко В.И. — в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом (1). О значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Причин этого явления много. В детском саду воспитатели излишне увлечены различными формами обучения и используют игру лишь как дополнение к дидактическому процессу получения знаний (Концепция дошкольного воспитания). Родители чаще всего не умеют играть с детьми или просто не хотят, объясняя это отсутствием времени и желания. Кроме того, исчезли неформальные дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов, и где происходила естественная передача игровых традиций. В итоге сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход один — с детьми дошкольного возраста должен играть воспитатель, изменив при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В сюжетно-ролевых играх происходит ознакомление с различными профессиями, овладение основными смыслами профессиональной деятельности, формируется мотивационное подражание, которое является эмоциональным механизмом, запускающим возникновение интереса и устремлений ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых. Появляются первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях, формируется профессиональная составляющая «образа — Я» дошкольника. Профессионально ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формирования представлений о мире профессий у дошкольников, что в свою очередь способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое является важным компонентом психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры.
|