Рабочая программа по разделу: «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы компенсирующей направленности |
Педагогика | |||
Автор: Горбунова Тамара Викторовна | |||
17.09.2016 22:02 | |||
Рабочая программа по разделу: «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» 1 раз в неделю (всего 37 часов непосредственной образовательной деятельности) Составитель: воспитатель МБДОУ «Аленький цветочек» Горбунова Тамара Викторовна Ноябрьск 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МБДОУ "Аленький цветочек" является детским садом компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. В учреждении функционирует 16 разнопрофильных групп: для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для частоболеющих детей, для детей с задержкой психического развития и детей имеющих сочетание 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии «Особый ребенок». Старшую группу компенсирующей направленности № 8 посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с такими основными диагнозами: сколиоз, плосковальгусные стопы и др. Основное требование к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, предъявляемое воспитателю в этой группе — реализация в комплексе образовательных и коррекционных задач, которые сводятся к формированию навыков правильной осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координации движений, компенсации деформаций и восстановление сводов стопы. Одним из основных условий при проведении непосредственно образовательной деятельности является смена статического положения, самомассаж, массаж стоп. При составлении рабочей программы по разделу «Развитие речи» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме содержания психолого-педагогической работы образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования города Ноябрьск. Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» / (Н. О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; научный руководитель А.Г. Асмолов; руководитель авторского коллектива Н.В. Федина) — М.: Просвещение, 2011 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
рекомендации).
(методические рекомендации). Программа рассчитана на 37 часов в год (1 раза в неделю), их длительность составляет 20 -25 минут. Программой предусмотрено проведение: практических работ – 33; контрольно-диагностических – 4. Содержание этой программы направленно на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-анализировать простые трёхзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что в ней представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственной образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир» и в которой определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшей группы компенсирующей направленности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующего федеральным государственным требованиям. В программу включены следующие задачи национально-регионального компонента:
Эти задачи включены в 6 часов непосредственно образовательной деятельности, как ее часть и 1 час как 100% их реализация. В каждую форму непосредственно образовательной деятельности включен компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию коррекционно-развивающих следующих задач:
Данные задачи реализуются в форме специальных коррекционных игр и игровых упражнений. Рабочая программа включает принцип интеграции содержания образования по данному разделу, задачи которого решаются в ходе реализации других областей образовательной программы, а именно: «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о ЗОЖ) «Физическая культура» (формирование необходимых двигательных навыков, направленных на жизнеобеспечение, развитие и усовершенствование организма) «Социализация» (развитие первоначальных представлений социального характера и включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире). «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственных физических возможностей в процессе трудовой деятельности). «Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширении кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы). «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми). «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства) Программа предполагает исключение из образовательного процесса воспитанников учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста. При проведении непосредственно образовательной деятельности используются такие формы работы, как: рассматривание, показ настольного театра с игрушками, театрализованная игра, режиссерская игра, дидактическая игра, чтение, проективная деятельность, интегративная деятельность, коррекционное плавание, игра, игровое общение, наблюдение. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения содержания образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) по выявлению уровня сенсорного развития ребенка и уровня сформированности представлений об окружающей действительности с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические задания, диагностическая игра и т.д. Требования к результатам освоения ребенком раздела «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» представлены следующим образом, а именно: - по определению уровня развития свободного общения со взрослыми и детьми: ребенок активно использует средства языковой среды для общения со взрослыми и сверстниками; проявляет интерес к социальным событиям, обсуждает их, знаком с правилами поведения в общественных местах, старается их выполнять; с желанием приглашает сверстников в игру, понятно ставит игровую задачу; самостоятельно проявляет гуманные чувства, замечает затруднения окружающих, старается помочь, умеет налаживать отношения с другими людьми, учитывает пожелания сверстников, может распределить работу. Данные требования полностью соответствуют промежуточным и итоговым результатам освоения содержания раздела «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» общеобразовательной программы. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, апрель), его результаты фиксируются в таблице. Содержание программы носит практико-ориентированный характер. Программа состоит из следующих разделов:
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Основная литература:
Демонстрационный и раздаточный материл:
|